20 лет назад Эстония имела возможность выбирать, какой дорогой пойдет Вторая Республика. В силу ряда обстоятельств страна выбрала путь, который предложил ей Конгресс Эстонии, и это был не лучший путь, считает Ханон Барабанер.
Барабанер: Вторая республика могла выбрать лучший путь
Барабанер пишет в газете Kesknädsl, что К августу 1991 года в Эстонии имелось две крупных политических силы, направленных на восстановление независимости: Конгресс Эстонии и Народный фронт, одним из лидеров которого был Эдгар Сависаар. Единые в главном, во многих вопросах они расходились и никто из них не хотел поступаться принципами. Однако случился ГКЧП, и это событие потребовало принятия быстрых решений. Результатом стало объединение Конгресса Эстонии и Народного фронта, причем на условиях первого.
Одним из следствий реализации принципов Конгресса Эстонии стала ситуация, когда более трети населения страны разом было отброшено на обочину общественной и политической жизни, считает ученый. Законы о языке и гражданстве, а также множество подзаконых актов и негласных решений, сделали проживающих в Эстонии представителей некоренной национальности людьми второго сорта. Это была мина замедленного действия, которая взорвалась в апреле 2007 года.
Еще одним следствием стала реституция - в том ее виде, в каком предложили ее идеологи из Конгресса Эстонии. То есть возвращение бывшим собственникам национализированного имущества без всякой компенсации для тех, кто на момент реституции проживал в национализиванных когда-то домах. Конечно, когда национализировались эти дома, творилась несправедливость, однако в Эстонии ее решили исправить с помощью другой несправедливости.
Именно Конгресс Эстонии положил начало противостоянию с Россией. В то время как лидеры Народного фронта налаживали контакты с демократическими силами в России - которые, кстати, и подарили Эстонии независимость, - Конгресс Эстонии видел в соседе только бывшего оккупанта. А всех, чьи предки не проживали в довоенной Эстонской Республике, исходя из этого начали считать оккупантами.
Отдельного упоминания заслуживает и избранная Эстонским государством экономическая и социальная политика. Эстония с самого начала шла к своему будущему за счет самых слабых. Результатом стало невиданное социальное раслоение общества, когда доходы небольшой верхушки в 20 с лишним раз превышают доходы беднейшей части населения, а подавляющая часть часть людей балансирует на грани бедности.
Сегодня видно, завершает Барабанер, что Эстония могла бы быть дружественныой не только к представителям некоренных национальностей, но и ко всему населению, страной. 20 лет назад Эстония могла избрать более продуманный, более демократический и более полезный для ее жителей путь.