Саквояж. Уппсала. Открыт каждый день. С 1268 года

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Ярко-розовый королевский замок на фоне серого неба казался еще розовее.
Ярко-розовый королевский замок на фоне серого неба казался еще розовее. Фото: Фото: Вера Копти

Привлечь побольше туристов – задача каждого уважающего себя города. И если это не Рим, не Париж, а маленький городок в центральной Швеции, то для него очень важна грамотная реклама.

Этот слоган – результат талантливой деятельности городских пиар-менеджеров. Он не лишен юмора, краток и хорошо запоминается. Надеюсь, что на него «клюнула» не только я. Уппсала расположена всего в семидесяти километрах от столицы шведского королевства. За полчаса комфортабельный поезд домчал меня до места, которое хорошо знают все европейские абитуриенты, включая и наших.

Потому что уппсальский университет, один из старейших в Европе, как был основан 533 года назад, так до сих пор готовит высококлассных специалистов, и не только для Скандинавии. К сожалению, случилось так, что я поехала в Уппсалу на рождественских каникулах, поэтому не смогла понаблюдать за студенческой уппсальской братией, не побывала в знаменитых земляческих кафе, но зато без студентов в городе было тихо и спокойно.

Первое впечатление

На привокзальной площади меня встретила огромная парковка для велосипедов, под завязку заполненная двухколесными мустангами и по случаю снежной и холодной зимы занесенная снегом, и странноватый фонтан, не работающий тоже по случаю зимы, но эдакий навороченный и недвусмысленно эротический. Велосипеды, разъезжаясь по домам, оставили, конечно, неугомонные студенты, а снег покрыл их белой пеленой. А к фонтану горожане, видимо, привыкли.

А мне было забавно рассматривать обнаженные фигуры черного цвета с гипертрофированными половыми признаками. При этом на головах голых персонажей отплясывает парочка одетая, и все это удовольствие называется «Народный мотив». Или примерно так, поскольку игра слов в названии не совсем переводима со шведского.

Автор скульптурной группы, украшающей фонтан, – один из известнейших шведских скульпторов Брур Йорт. Он жил и работал в Уппсале, тут его дом-музей, но вот городские власти раздумывали аж целых пятнадцать лет, пока решились поставить эту скульптуру на одной из центральных площадей.

Подъем к замку

День был туманный, блеклый, хотя и холодный. Серое небо висело низко, и его, казалось, можно было достать рукой... Ярко-розовый королевский замок на фоне серого неба казался еще розовее. Он настолько доминирует над городом, что с первого же взгляда вызывает ассоциации с «Замком» Кафки: видит око да не дойти... Но уппсальский замок реален и достижим. И дойти до него легко: его видно отовсюду.

Я пошла наудачу, как всегда хожу в незнакомых городах. Пересекла привокзальную площадь, перешла мостик через речку Фюрис (про речку и мостики – позже и подробнее), слева остался городской парк, справа – замерзший пруд с полыньей, около которой сердобольное население подкармливает уток и лебедей, и дальше, мимо крошечного деревянного домика, который кажется еще меньше по сравнению с королевским великаном, вверх, вверх, по крутой заснеженной дороге. И вот он, огромный, асимметричный, строгой архитектуры, лишенный каких-либо украшений, странно ярко-розовый – оплот шведских королей.

Как и положено королевскому замку, он построен на высоком холме. Почти на горе. Позади, внизу – музей знаменитого Карла Линнея и ботанический сад, пространственно-правильно-регулярный до неприличия. Жаль только, что заснеженный. Справа, и тоже внизу – величественный, торжественный, темно-краснокирпичный кафедральный Домский собор. Чуть в сторону библиотека, музей и одно из зданий университета.

Дорога к храму

Позволю себе немного цифр: они интересны. Строительство Домского собора началось примерно в 1270 году и продолжалось 150 лет. Это уникальное крестообразное сооружение парадоксально по своей форме. Собор имеет 118,7 метра в длину и те же 118,7 метра в высоту. Вот такое почти музыкальное созвучие. Не 120 и даже не 119, а именно 118,7! Мой пеший спуск к нему с замковых высот был чреват падением, потому что наклонные улицы в Уппсале чистят так же плохо, как и у нас. Но я отделалась синяками и осталась жива, и посему продолжаю знакомить вас с достопримечательностями городка. Собор очень строг и красив как снаружи, так и внутри. Он несколько раз перестраивался, что естественно за столько-то лет.

Внутри бесчисленные надгробья: в Средние века в церквях хоронили королей и прочих высокопоставленных особ. Странное впечатление производят два, как бы это сказать, объекта. Первый – надгробие одного из королей сразу с двумя женами. Одна жена – левая, а другая – правая. Вторая странность – присутствие в соборе восковой скульптуры женщины арабского вида, стоящей «как вкопанная» около алтаря. Все немногочисленные, такие же, как я, туристы-одиночки заметно вздрагивали, когда понимали ее восковую, но абсолютно правдоподобную сущность и начинали лихорадочно фотографировать, будто она куда убежит.

Собор посвящен сразу трем святым: популярному во всей Швеции святому Лаврентию, покровителю Стокгольма святому Эрику и покровителю Норвегии святому Улафу. Вообще пантеон скандинавских полукоролей-полубогов обширен. Но святые Улафы занимают в нем особое место. Скульптура этого небожителя есть в каждом уважающем себя шведском музее и в каждой церкви. Его легко узнать: только Улаф попирает ногами чудовище с человеческим лицом, как две капли воды похожим на свое собственное. Пришлось перерыть много разноязычных источников, чтобы установить, где зарыта истина. Улаф – креститель Скандинавии. А чудовище – это язычество. Таким образом, король Улаф давит в себе самом язычника и идолопоклонника. Только викингам с варягами могла прийти в голову такая аллегория, честное слово!

Божественные курганы 

У подножия Домского собора и находится собственно старая часть новой Уппсалы. И это не опечатка. Это – история. Тот город, где я с вами сейчас гуляю, утопая в снегах, называется просто Уппсалой, или новой Уппсалой. Старая Уппсала находится севернее современной. Она основана ни много ни мало, а в пятом веке нашей эры.

Историки рассказывают о полуреальной, полулегендарной династии Инглингов, которая правила древними свеями, предками сегодняшних шведов. Сейчас о тех далеких славных временах напоминают только три огромных кургана, в которых, по преданию, погребены древние свейские конунги. Пару сотен лет назад появились сомнения в том, что курганы искусственного происхождения. 

Я могла бы присоединиться к этой дискуссии и напомнить читателям о своем восхождении на природные курганы в окрестностях датского Копенгагена, но еще в XIX веке король Карл XV, чтобы пресечь разнотолки, дал согласие на проведение раскопок, и они подтвердили, что курганы старой Уппсалы носят погребальный характер. Из них извлекли массу драгоценных находок: холодное оружие, усыпанные драгоценностями мечи, резные шахматы и прочие артефакты. Другая легенда гласит, что именно там похоронены верховные скандинавские божества – Один и Тор. Кстати, шведы зовут их по-своему: Уден и Тур. Почему они смертны, хоть и боги, попробуйте сами вычитать в Эддах. То ли в младшей, то ли – в старшей. А я возвращаюсь в цивилизацию.

Мы с тобой два берега...

Через центр городка протекает узкая, но бурная речка по имени Фюрис. Она не замерзает даже в сильные морозы, потому что на ней несколько старинных запруд и даже маленьких плотин. Мостики, перекинутые через речку, придают Уппсале некоторое сходство с голландскими или датскими городками. Думаю, что летом здесь очень красиво: деревья должны практически полоскать свои ветви в бурных водах... Но и зимой неплохо. Особенно красиво около бывшей мельницы, где Фюрис становится настоящим бурным потоком.

Мостиков целых десять штук, и многие имеют вполне говорящие названия: мостки Эдды, мост святого Улафа, мост Домского собора, Новый мост, который, как водится, очень стар... На узеньких набережных опять же велосипедные стоянки и красивые необычные скульптуры. Например, «Иона», изваянный знаменитой на всю Швецию Кайсой Маттас, не просто эффектен и пригоден для сидения на нем как на скамейке. Он еще и с подогревом. Зимой, по крайней мере, он нагрет до 37 градусов, и на нем очень комфортно сидеть, поедая какой-нибудь невероятно ароматный бутерброд с жаренной на гриле колбаской, купленный неподалеку.

Практически напротив, перейди только через Фюрис и вернись чуть-чуть к собору, находится Бюро информации для туристов. Там можно получить бесплатные карты Уппсалы и брошюры о ее достопримечательностях и даже (я лично и очень успешно провела этот эксперимент) зарядить аккумулятор фотоаппарата. Судя по удивлению симпатичной мулаточки-продавщицы, с такой просьбой, кроме меня, никто и ни разу не обращался.

Зимой темнеет рано, и я, к своему большому сожалению, вынуждена была, заглянув на полчаса в торговый центр, который ничем не отличался от таких же торговых центров в других шведских городах, поспешить на вокзал. Билеты типа «туда и обратно» на поезда ближних направлений покупаются без указания времени отправления, поэтому я села на первый попавшийся, который и примчал меня обратно в столицу. Поездку надо будет повторить в разгар учебного семестра. Надеюсь, что это будет уже другая Уппсала. Хотя она и открыта с 1268 года.

Наверх