Деловые страницы. Депаралитизировать комиссию

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Тринадцать лет назад Леннарт Мери, встречаясь с Черномырдиным, вряд ли мог предположить, какое тяжелое наследство оставит политическим преемникам.
Тринадцать лет назад Леннарт Мери, встречаясь с Черномырдиным, вряд ли мог предположить, какое тяжелое наследство оставит политическим преемникам. Фото: Scanpix/Postimees

Экс-депутат Рийгикогу, преподаватель Евроуниверситета Тоомас Алаталу предложил оживить экономические и политические отношения с Россией, «деполитизировав» работу межправительственной комиссии. МИД счел идею несвоевременной и по привычке сослался на молчание Кремля.

Эстонско-российская межправительственная комиссия, созданная в 1997 году по договоренности Леннарта Мери и Виктора Черномырдина, с 2002 года не собиралась ни разу. «Несколько лет назад российская сторона заявила о необходимости новой договорной базы для сотрудничества, – пояснил министр иностранных дел Урмас Паэт. – Эстонии был предложен новый вариант договора о межправительственной комиссии. В мае 2007 года наше правительство одобрило этот проект, а также договор об экономическом сотрудничестве. Российская сторона этого не сделала до сих пор».

Казалось бы, стоит обратить внимание на время действия – май 2007 года – и всем станет понятно, в чем причина молчания восточного соседа. Однако экс-центрист, экс-народник и кандидат от социал-демократов на последних муниципальных выборах Тоомас Алаталу считает, что проблема не в событиях трехлетней давности, а в составе межправительственной комиссии.

В отличие от латвийско-российской и литовско-российской комиссий, которые возглавляются с обеих сторон министрами, нашу комиссию по условиям 1997 года с эстонской стороны возглавляет премьер-министр, а с российской – вице-премьер. «После премьерства Марта Сийманна политизация работы комиссии была проблемой: в Москве не хотели видеть Марта Лаара, потом Партса, а потом и Ансипа, – говорит Алаталу. – Вспомните, как Москва игнорировала Виктора Ющенко. Но если с эстонской стороны комиссию возглавит рядовой министр, вопрос автоматически будет снят».

«О комиссии в том виде, в каком она работала десять лет назад, говорить бесполезно. До тех пор, пока новое соглашение не будет одобрено российской стороной, нет смысла обсуждать, кто возглавит комиссию», – считает министр Паэт. МИД Эстонии полагает, что за отсутствием иных вариантов можно пока обойтись и без комиссии. В качестве примеров пресс-секретарь МИДа Керсти Луха приводит соглашение о сотрудничестве между Департаментом конкуренции ЭР и Федеральной антимонопольной службой РФ, вступившее в силу в прошлом году, и аналогичный документ, подписанный эстонским Минфином и российским Госнаркоконтролем.

Алаталу с позицией внешнеполитического ведомства не согласен: «В большой политике важны новые идеи. Отношения сейчас заморожены. А так мы бы показали инициативу со своей стороны». В качестве положительного примера он приводит Литву, отношения которой с РФ постепенно теплеют. «Литовцы приглашали Дмитрия Медведева на празднование 11 марта (День восстановления независимости. – М.К.). Он не поехал, но отправил вместо себя в Вильнюс Игоря Левитина – министра транспорта, председателя литовско-российской межправительственной комиссии», – указывает политик.

Copy

Ключевые слова

Наверх