Персона. Если друг потерялся вдруг

Светлана Карабут
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Анна Рахманова.
Анна Рахманова. Фото: Сергей Трофимов

Российская программа «Жди меня» – один из самых удачных телевизионных проектов на территории бывшего СССР. А в нашей стране добровольные помощники этой передачи даже создали свою команду.

В адрес «Жди меня» приходят письма из 105 стран мира, ежедневно находится по 60 человек. Для телевидения выбирают самые интересные сюжеты, остальным же просто помогают найти родных, друзей, сослуживцев. Залог успеха этого социального проекта – в армии добровольных помощников в разных странах мира: на месте узнать что-то о человеке легче, чем по телефону или посредством переписки. Волонтер может сходить по старому адресу, встретиться с соседями, покопаться в архивах ЗАГСа, военкомата.

Таллиннка Анна Рахманова – пенсионерка, ее хобби – писать стихи и искать пропавших людей. Уже много лет она работает волонтером программы «Жди меня» в Эстонии, а также помогает в работе других сайтов, занимающихся поиском людей. За 12 лет Анне удалось разыскать более трех тысяч потерявшихся.

Обо всем этом я узнала случайно, и очень удивилась нежеланию Анны рассказывать о себе и своей поисковой деятельности. «Хорошо, если люди будут больше знать о работе поисковиков, – соглашается Анна, – но плохо, если кому-нибудь придет в голову, что поисковик нуждается в саморекламе. Только на полном бескорыстии в России держится система „Жди меня“ – ни оплаты, ни благодарности никто не ждет. Радуйся по-человечески, если кто-то нашелся».

Я иду тебя искать

Поиск для Анны – увлекательная головоломка, и в ней есть свои негласные правила: не браться за поиск преступников, игнорировать анонимные объявления, а прежде чем сообщить информацию о ком-либо, узнать, хочет ли человек быть найденным. Средства, к которым прибегает в своей работе наша героиня, самые простые: справочники, архивы, расспросы знакомых, телефон и Интернет. Немаловажны собственные способности и элемент везения.

– Анна, почему вы решили заняться поиском людей?

– В 98-м году моя жизнь изменилась – я выиграла в лотерею и купила компьютер. Через Интернет я стала искать своих бывших одноклассников, а они обрушили на меня поток писем с просьбами помочь найти друзей и родственников в Эстонии.

Первый свой поиск не забуду никогда. Я обзвонила всех однофамильцев, объездила все известные адреса, а в результате получила полный негатив со стороны найденного. Он возмущался, какое мне дело до того, что он 18 лет не пишет и не звонит матери. Тогда я и поняла, что не все люди рады известиям о том, что их ищут. Причин тому много: и нежелание расстраивать родных новостями о своей неблагополучной жизни, и горькие обиды прошлого, и новые семьи, новые дети. А некоторые пожилые люди, узнав о том, что их ищут, тотчас вспоминают о наследстве, подозревают ищущих в корысти. А ведь часто их внуки-правнуки просто хотят найти родственников и даже взять к себе в семью, если старики больны.

– Как выглядит стандартный день поисковика?

– За поиски я принимаюсь ближе к полудню, и с небольшими перерывами на домашние дела – ищу и ищу, часто до пяти утра. Просто ночью мне лучше работается, да и когда все нормальные люди спят – базы свободнее, сайты не зависают. Поиск захватывает. Люди рассказывают о своей судьбе, об отношениях с теми, кого ищут. Бывает, такую тайну доверят, что потом у меня и сна нет. Даже на прогулке со своим старым верным псом или в магазине я отвечаю на многочисленные звонки. А они бывают и в два часа ночи, и в шесть утра – люди редко думают о разнице во времени, самое главное для них – поскорее получить результат.

– И все же трудно понять, для чего вы помогаете людям, тратите свое время, нервы, деньги…

– Как и мои друзья-поисковики, я не хочу прожить свои дни буднично, лучше гореть для других. У меня уже нет родителей, а стариков я очень люблю, вот и ищу для них детей, уехавших в поисках счастливой доли. Или ищу стариков-родителей для их потомков. Конечно, некоторые найденные взрослые дети сами нуждаются в финансовой поддержке: стали безработными и перебиваются с хлеба на воду, а отцы-матери, несмотря ни на какие обиды, готовы отрывать от своей пенсии копейки, лишь бы помочь тем, кого ищут. В таких случаях иногда приходится обращаться к руководству передачи «Жди меня» или в посольства тех стран, в которых пропадают наши земляки.

– Объясните, пожалуйста, как простой человек может разыскать своего друга или родственника, куда ему обращаться?

– Я тоже простой человек, только набравшийся опыта. Иногда думаю: вот я ведь нашла, почему же сам заявитель не сможет найти? Для этого нужен Интернет, хорошие телефонные справочники, много друзей, коллег в тех регионах, где предположительно находится пропавший. Например, так в Туркменистане мы нашли сына одной пожилой женщины из Якутска. На его поиски она потратила много лет. А не будь я туркменкой, не имей знакомых в той стране, неизвестно, нашла ли бы вообще эта мама сына.

В Эстонии людей удобно искать через электронные справочники: 1188.ее, infopluss.ee, умерших на сайте: www.kalmistu.ee. И, конечно, не лениться ездить в ЗАГС и в Регистр народонаселения. Здесь я могу помочь только рекомендацией по правильному составлению запроса, и это не из вредности. Например, поиски усыновленных требуют много времени на обращения к юристам, а подобные запросы в ЗАГСЕ и архиве принимают лишь от родственников.

– Расскажите о географии ваших поисков, в каких странах вам удавалось найти пропавших людей?

– Ой, всех стран не перечислишь: Россия, Канада, Швеция, США, Израиль, Австрия, Австралия, республики Средней Азии, Молдавия, Чехия, Германия...

– А насколько, по вашему мнению, может помочь в поисках популярный нынче сайт «Одноклассники.ру»?

– Этот сайт – хорошее подспорье в поиске. Он помогает находить людей в странах СНГ и бывших республиках СССР гораздо быстрее, чем это было раньше. Честно признаюсь: первым делом ищу на «Одноклассниках» – там много информации, а еще больше отзывчивых людей. Недавно я искала человека в Новороссийске. Справочник телефонов есть на одном российском сайте, но отдать 5300 рублей за номер, для меня немыслимо. На «Одноклассниках» пишу подругам из России, и так через пятые руки человек бывает найден.

Но есть у «Одноклассников» свой минус. Иногда там люди передают номера телефонов или адреса, не спросив на то согласия их владельцев. Были случаи, когда мужья-садисты или наркоманы искали бывших жен, которые меняли фамилии, адреса. А тут найдется на сайте «добрая душа», да и поможет: вот новый номер телефона – звони!

Кто-то теряет, а кто-то находит

– Анна, наверняка вам часто приходится видеть слезы людей, причем как слезы радости, так и горя…

– Люди плачут, когда им говоришь о найденном родном человеке. Не всегда это слезы радости. Бывало, находим бедного пожилого человека, хочется скорее связать его с сыном, а пока это становится возможным, он уже погиб при пожаре, к примеру. Так сын и не встретился с отцом, а ведь хотел забрать его к себе в другую страну. Но положительных эмоций от поиска бывает гораздо больше. К примеру, недавно нашли воина-интернационалиста, ему медаль не была вручена. Вот недавно по Первому Балтийскому показали, как вручали ему заслуженную награду. У меня просто душа пела!

– А бывает, что поиски вызывают у вас негативные эмоции?

– Грустно, но бывает. Хочется, чтобы люди подходили серьезно к работе поисковиков. Вот недавно раздался звонок: давным-давно переписывалась с подругой, имя помню, а в каком городе жила – не помню, вроде замуж вышла, фамилии не знаю никакой, лет примерно 45 или 50... Найдете? Спрашиваю, а зачем, простите, ищете? Да посмотрела передачу «Жди меня», решила тоже поискать кого-то. Представляете, эта женщина даже «здравствуйте» не сказала. Я предприняла какие-то шаги, чтобы ей помочь, но без особого желания.

Раздражает непонятная мне требовательность некоторых людей, можно сказать потребительское отношение к поисковой деятельности. Не в первый раз приходят письма с претензиями: «Почему вы не нашли моих? Ищите скорее, а то я на вас жаловаться буду!». Неизвестно только, кому на нас жаловаться-то (смеется). Много есть жалобщиков и скандалистов. Могут довести просто до белого каления, но что удивительно, именно фото их пропавших родственников показывают с экрана раньше, чем тех, кто месяцами ожидает очереди. Не хочу осуждать сотрудников «Жди меня», просто наболело.

Помогать бескорыстно – это естественно

– Можно ли заработать на поиске людей?

– Да, есть такие люди. Их мы называем «платниками». На своих сайтах они пишут откровенно: «Ищу за оплату. Нет оплаты – нет результата». Это их дело, я не одобряю только тех людей, которые, прикрываясь статусом помощника передачи «Жди меня», вымогают деньги. Уже ловили таких «помощников», которые зарабатывали на чужой беде. Я выросла при социализме, когда было естественно помогать людям бескорыстно. Мне и сейчас неудобно кому-то напомнить или намекнуть, что поиск был затратным, что трудно оплатить счет.

– А сами люди этого не понимают?

– Редко кто из «найденных» предложит перезвонить мне, хотя и намекаешь иногда в разговоре: извините, пожалуйста, но никак не могу выслушать вашу историю, я сегодня уже пятому, человеку звоню. Просто некоторые собеседники не знают о нашей загруженности, они ведь думают, что помощнику кто-то оплачивает звонки, а душу излить хочется. Или считают, что помощник – это штатный сотрудник на зарплате в каком-то учреждении. А на самом деле мы все из домашних «офисов» помогаем.

– Неужели такая популярная передача, как «Жди меня» не выделяет никаких денег на поиски своим добровольным сотрудникам?

– Однажды мы получили помощь от редакции, потому что затраченная сумма в тот период была запредельной. Но мы, добровольные помощники, подписывали специальный договор: ищем безвозмездно, бескорыстно. Платные поиски на официальном форуме «Жди меня» пресекаются, и это правильно. Хочешь помогать за деньги – пожалуйста, но на отдельном ресурсе.

– Если человек хочет стать добровольцем и начать искать потерявшихся людей, куда ему обратиться?

– Если он хочет стать волонтером передачи «Жди меня», то ему на сайт: www.poisk.vid.ru, а можно обратиться в эстонский аналог «Жди меня» – «Sind otsides». Предупрежу, многие жители Эстонии, прослезившись во время очередного показа «Жди меня» или «Sind otsides» пишут в редакцию передач – дескать, хотим помогать. Просто загораются. А потом, узнав, что платить за звонки и письма придется самим, отказываются. Многие думают, что помощник передачи – это сотрудник редакции с удостоверением, открывающим все двери во все официальные учреждения и непременно с окладом. Разочарую их – и документа нет, и зарплаты нет.

Единственное, в чем я не нуждаюсь, это во времени и в желании, а вот финансовые трудности тормозят много поисков. Это и огромные счета за телефон, и за почтовые пересылки, и за проезд. Не скрою, пенсия у меня по инвалидности скромная. Квартира, Интернет, телефон, телевидение – счета такие, что голова болит. Экономить приходится, но поиски не могу бросить. Это уже как наркотик. Если удается найти временную работу, к примеру, редактирование и подготовку чьих-то книг к печати – всегда берусь, а иногда и помощь со стороны приходит. Недавно Эстонское телевидение в благодарность за помощь программе «Sind otsides» покрыло мои затраты на звонки и письма в разные страны и оплатило Интернет. Подруга из Австрии прислала мне сканер и принтер, крестный подарил камеру для общения в Skype.

А однажды мне пришел по почте подарок – конверты с марками, я была очень довольна, значит, мне не нужно будет отрывать от себя какую-то сумму. На земле много хороших людей, или мне просто везет на дружбу с ними. Кстати, меня часто приглашают в гости, но если бы я задумала поездку, то пришлось бы побывать в гостях примерно в 50 городах СНГ. Но иногда все-таки собираюсь и отправляюсь в гости к найденным в Эстонии, и потом возвращаюсь домой с букетами цветов и с душой, в которой эхом отзываются слова благодарностей.

Чтоб тебя на земле не теряли

– Как много добровольцев программы «Жди меня» в Эстонии? Работаете ли вы в команде или сами по себе?

– В Эстонии нас мало – не больше десяти, но, учитывая круг общения каждого из нас, – много. У нас команда «ТИТАН» называется, в 2006 году мы решили собраться вместе. В Кохтла-Ярве, Тарту, Силламяэ, Нарве, Хаапсалу, Таллинне, Локса, Маарду – вот в этих городах живут мои коллеги, такие же волонтеры, как и я.

Мы всегда поддерживаем друг друга, иногда в гости ездим, встречаемся. А ежедневно общаемся на нашем форуме, доступ на него запрещен посторонним, это наш «междусобойчик». Мы все разные, по национальности, по вероисповеданию, по возрасту. Но нас всех связывает одно – стремление помочь людям обрести счастье общения друг с другом. Когда я решила объединить помощников по Эстонию в команду, то не прогадала, потому что в первое же время работы в связке мы нашли за короткий срок сразу 500 человек! Сейчас и не сосчитать количество нами найденных, да и некогда считать-то. Искали, ищем и будем искать дальше. Но как хочется, чтобы терялись поменьше.

– А каким образом вы помогаете программе «Sind otsides»?

– По результатам наших поисков уже показали несколько фильмов по ЭТВ. Я даже была в гостях у редакторов передачи. А соседи мои стараются поймать меня на прогулках и выпытать, что будет в следующем выпуске. Но я молчу: выйдет передача – сами узнают. Я не могу разглашать раньше времени сюжеты, хотя люди уже найдены.

Для «Sind otsides» я помогала найти людей в Армении, Туркменистане, России. Недавно показали сюжет – история девочки Юты-Оксаны, которую я нашла в России. В поисках для ЭТВ мне очень помогают друзья из России. В титрах не всегда пишут наши имена, но в редакцию я всегда сообщаю, кто принял участие в поисках.

А еще хочу сказать доброе слово в адрес жителей Эстонии, одному из героев программы они собрали 29 тысяч крон на поездку к сыну за границу. Радует такая отзывчивость и добросердечность.

– Как вам кажется, что можно сделать, чтобы людям было проще друг друга находить?

– Переезжая на новую квартиру или в другой город, сообщайте своим родным и знакомым новый адрес. Храните старые записные книжки, письма, открытки. Жаль, что тысячи людей не знают, как искать пропавших. А дело за малым: сесть и написать письмо в архив, в адресный стол, в регистр народонаселения, в администрацию того населенного пункта, где жил или живет человек, в военкомат или разместить анкету на сайте «Жди меня».

Copy

Ключевые слова

Наверх