Закон о культурной автономии национального меньшинства дает последнему право и возможности самостоятельно решать вопросы развития своей культуры, образования, языка. В последние годы периодически поднимается вопрос о регистрации культурной автономии русского национального меньшинства. Заявления на регистрацию русской культурной автономии подаются разными организациями, идут споры, как в суде, так и на уровне министерств.
Гогин: Русским не нужна культурная автономия
Но, как и некоторые другие подымаемые псевдопроблемы, вопрос о культурной автономии является надуманной проблемой, не имеющей сегодня для русской общины существенного значения.
Почему так?
В соответствии с действующим законодательством вопросами образования и культуры на местах занимаются органы местного самоуправления. Именно через них идет распределение основных денежных потоков, из которых финансируются школы, дома культуры, кружки, музыкальные школы и т.п. Куда направлять деньги решает высший орган местной власти - городское собрание. На сегодняшний день во всех регионах, включая столицу, где проживает основная часть русской общины, у власти в городских собраниях находятся ее представители.
Вот некоторые факты:
В Таллинне у власти находятся депутаты Центристской партии, из которых большинство составляют русскоязычные депутаты. Русскоязычные депутаты составляют большинство в городских собраниях Маарду, Локса, Кохтла- Ярве, Силламяэ, Нарва, Нарва-Йыэсуу, Калласте, Муствеэ.
Эти факты красноречиво говорят сами за себя. Находясь в большинстве в городских собраниях, русскоязычные депутаты могут без всяких проблем заниматься развитием и финансированием русской культуры и образования, решать самые разные проблемы русской общины. И они это делают так, как считают это нужным. Это означает, что нет необходимости в создании еще одной параллельной административной структуры под названием культурная автономия со своим штатом управленцев и фондом зарплаты, которая по существу будет заниматься теми же самыми вопросами, что и местные органы власти.
Если избранные русской общиной депутаты не хотят или не могут выражать ее интересы, то это означает, что их надо переизбрать на тех, кто сможет и захочет это делать. Это зависит от самоорганизации русской общины Эстонии, от ее способности выбирать в органы власти людей, которые представляют ее интересы. Если же она сегодня на это не способна, то ни культурная автономия, ни еще с десяток других подобных ей организаций все равно не смогут решить этих вопросов.
Примерно также обстоит дело и с русским языком. Уже 20 лет в русскую общину систематически вдалбливается лозунг с требованием сделать русский язык вторым государственным языком. Если бы перечисленные выше депутаты городских собраний, где они имеют подавляющее большинство, захотели, то они могли бы уже давно установить в своих самоуправлениях вторым официальным языком русский язык. А это означало бы, что де-факто русский язык в Эстонии в местах компактного проживания русского населения получил бы статус официального языка. Но этого не происходит и это означает, что, ни русскоязычным депутатам, ни русской общине, их избравшим, этого, видимо, не надо. Как же иначе можно объяснить тот факт, что русская община регулярно избирает себе депутатов, для которых этот вопрос никакого интереса не представляет.
Органы самоуправления являются основным рычагом решения многих важных для русской общины задач. Поэтому выборы депутатов в городские собрания являются не формальностью или политической акцией, а крайне важным вопросом, от которого зависит финансирование русской общины и распределение рабочих мест в местном самоуправлении.
Эстонская община поняла это уже давно и успешно пользуется предоставленными ей в самоуправлениях возможностями. К сожалению, надо признать, что для русской общины, решение этих вопросов находится пока в зачаточном состоянии, что во многом и определяет то незавидное положение, в котором она сегодня находится.
Сегодня надо заниматься не политическими акциями протеста, а практической работой по решению конкретных задач, затрагивающих экономические и социальные интересы русского населения. Только так можно достигнуть у русской общины понимания и умения использовать общественные механизмы, предоставленные ей законом и которые могут позволить ей в короткие сроки решить многие, из стоящих перед ней проблем.
Справка DzD.ee
Олег Гогин - бывший председатель городского собрания Локса. Осенью 2009 года вместе с бывшим депутатом Рийгикогу и Таллиннского горсобрания Сергеем Ивановым он учредил организацию «Единая Эстония», которая планирует бороться за создание в Эстонии русского гражданского общества и продвижение различных гражданских инициатив, например, за снижение судебных пошлин.