Министр обороны Урмас Рейнсалу подписал приказ о сносе почти 50 построек в Ягала, не получив на это разрешения волости. Речь идет о военном городке в волости Йыэляхтме в Харьюском уезде.
Военный городок сносят без разрешения волости
О том, что для решения проблемы размещения находящихся в Таллинне воинских частей там построят современный военный городок, говорилось много лет. Строительство городка в Ягала предусматривалось предыдущей Программой развития Сил обороны, утвержденной в начале 2009 года. Из-за экономического кризиса была сокращена почти треть суммы, предусмотренная на развитие армии, включая деньги, запланированные на строительство. Поэтому в конце прошлого года Министерство обороны и армейское руководство приняли решение, что в течение следующих десяти лет военный городок в Ягала построен не будет.
Строительство городка обошлось бы минимум в 60 млн евро, а общий объем строительства составил бы 100 млн евро, не считая текущих расходов на содержание. Решение стало ударом для волости, которая ждала, что благодаря строительству появятся новые рабочие места и инвестиции.
В Минобороны мнением волости не интересовались
В мае этого года министр обороны Урмас Рейнсалу подписал приказ о сносе почти пятидесяти зданий, содержание приказа было доведено до канцлера, отдела инфраструктуры и до армии. К сносу были предназначены учебный корпус, пристройка к нему, забор, гаражи, десять домов, казарма, старые котельные, дом культуры, баня, столовая, овощехранилище, канализация и т.д.
Получить у волости разрешение на снос Минобороны не удосужилось. В конце сентября в волость поступил сигнал о сносе построек на территории военного городка. Работники волостной управы, побывав на месте, остановили незаконный снос, но к этому времени значительную часть городка уже успели снести.
На состоявшемся две недели назад заседании волостной управы разрешение на снос было все же выдано. «Мы рассчитывали, что государственное ведомство будет вести дела корректно», — сказал Андрус Умбоя, после местных выборов сохранивший за собой пост волостного старейшины.
По его словам, Минобороны объяснило свои действия тем, что поскольку речь шла о постройках советского времени, документация на которые отсутствует, в разрешении на снос не было необходимости. «Мы не согласились с таким отношением к делу и настояли на том, чтобы разрешение на снос было оформлено надлежащим образом. После того как Минобороны подало ходатайство, мы выдали разрешение на снос», — пояснил Умбоя. К этому времени военный городок был практически полностью снесен.
На вопрос, если бы волость своевременно поставили в известность о предстоящем сносе городка, не изъявила бы она желание не сносить какое-нибудь здание, Умбоя ответил: «Как член региональной организации Кайтселийта я считаю, что некоторые постройки можно было бы сохранить хотя бы для того, чтобы проводить местные учения. Мне неизвестно, какими аргументами руководствовались армия или Минобороны, принимая решение о сносе городка».
Куда был вывезен строительный мусор?
Проект по сносу должен предусматривать и утилизацию строительного мусора. Но если ни разрешения на снос, ни проекта нет, возникает вопрос: куда вывезли отходы? Или их просто закопали, выкопав котлован?
Как сказал советник волости Йыэляхтме по строительству Хейки Лилиенталь, после проведения работ по сносу волость просит представить справку, подтверждающую, что со строительным мусором обошлись надлежащим образом.
На основании этой справки волость подтверждает, что работы по сносу завершены.
«В проекте должно быть записано, что каменные отходы измельчаются на месте и используются для заполнения грунта. Опасные отходы вывозят на специальную свалку, что подтверждается справкой», — сказал Лилиенталь. На вопрос, есть ли уверенность, что шифер не пойдет на заполнение грунта, он ответил: «Мы не можем ежедневно проверять, ведутся ли работы в соответствии с проектом.
Если справки о надлежащем обращении с отходами нет, мы раскапываем закопанный строительный мусор. В проекте должно быть прописано количество шифера, и если на этот счет не будет справки, я не хотел бы оказаться в шкуре того строителя».
Работы по сносу ведут две фирмы — Tarrest LT и Lammutaja. Подрядчик был определен в ходе тендера, в котором участвовали семь фирм. Цены были в пределах 224 000 — 769 200 евро, Минобороны выбрало самое выгодное предложение.
КОММЕНТАРИЙ
Артур Югасте