В «Повести о Ходже Насреддине» Леонида Соловьева есть прекрасная глава, в которой герой с благородной целью обманывает ростовщика Джафара: обещает исцелить того от горба, хромоты, бельма и прочих уродств, но при условии, что Джафар и его домочадцы не будут думать об обезьяне. Конечно, ростовщик только о ней и думает, что дает Ходже повод обвинить исцеляемого в богохульстве. Реакция предсказуема: «В доме ростовщика до поздней ночи слышались крики и брань: там разбирались, кто первый подумал об обезьяне...»
Затишье в доме ростовщика Джафара
Чем-то эта ситуация напоминает первую неделю после местных выборов. Озлобленные проигрышем «белые партии» (реформисты, социал-демократы и IRL; для кого они белые – мне неясно) принялись обвинять всех подряд в том, что русские голосуют не за тех. Под раздачу пошли и избиратели, и русские СМИ, и центристы, и другие политики, которые не смогли (не захотели, не удосужились) с нами договориться.
Брань и крики не утихали неделю. Потом – как отрезало: караул устал, эмоции схлынули, обсуждения перетекли в кулуары. Должно быть, именно там сейчас куются очередные гениальные прожекты по охмурению, подкупу и обезвреживанию той части населения, которая имела наглость вывести «черных» центристов на первое место в политической табели о рангах.
Боюсь, ничего хорошего в ближайшее время русский избиратель не увидит. Посудите сами: через два года выборы пройдут в парламент – и голосовать на них будут только граждане. Если из избирателей Сависаара вычеркнуть неграждан, «белым партиям» наверняка хватит пороха для того, чтобы в 2015 году вновь составить в парламенте коалицию, оставив центристам скамейку оппозиции. А значит, основной упор будет сделан не на борьбу с центристами. Нет, «белые партии» станут перетягивать друг у друга избирателя коренного, эстонского.
Особенно это перетягивание избирателя необходимо реформистам, которые и сами вряд ли понимают, от кого потерпели более сокрушительное поражение – от Эдгара Сависаара или от Ээрика-Нийлеса Кросса. Как мы помним, в 2007 году Партия реформ переманила к себе праворадикального избирателя, проведя кампанию по переносу Бронзового солдата и инициировав известные ночные события. Кто и что выдумает на этот раз – бог весть. Увы, практика показывает, что кратчайший путь к сердцу эстонского националиста лежит через унижение «инородцев». Само собой, я буду очень рад оказаться исторически неправым.