Власть №4. Зачем инструмент государственному мужу?

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Свежеиспеченный социал-демократ и депутат столичного горсобрания Абдул Тюрей быстро уловил, кому нужно противопоставить себя, чтобы преуспеть в эстонской политике.
Свежеиспеченный социал-демократ и депутат столичного горсобрания Абдул Тюрей быстро уловил, кому нужно противопоставить себя, чтобы преуспеть в эстонской политике. Фото: Пеэтер Ланговитс

Все хорошо в эстонской прессе… до тех пор, пока эстонские журналисты в унисон с эстонскими же политиками не начинают рассуждать о русском вопросе.

Вот главред Delfi Урмо Соонвальд спрашивает у председателя IRL Урмаса Рейнсалу, почему «так называемые «белые партии» столь слабы в привлечении русских», на что тот отвечает уже набившим оскомину «большинство русских находится в изолированном медиапространстве», а оно, дескать, культивирует недоверие к эстонской политике и политикам.

Очевидно, это самое доверие просто обязано отрасти у русского читателя по прочтении замечательного интервью Рейнсалу – особенно после того как население в очередной раз поделили на «беленьких» и «черненьких». Еще прекраснее в этом отношении оказался организованный Delfi и Eesti Päevaleht круглый стол на тему «Что делать с русским избирателем?» Оцените постановку вопроса: не «что нам делать во благо избирателей?», а фактически «что делать с русским избирателем, чтобы он не мешал нашим планам на следующие выборы?». И почему потом так удивляются авторы передовицы Delfi, что за круглым столом не родилось толком никаких решений, которые помогли бы «преодолеть пропасть между эстонцами и русскими»? Серьезно? А что, вы действительно этого хотели?

Отношение к русским на страницах эстонской прессы почти всегда остается отношением к инструменту, будь то инструмент для увеличения читаемости или увеличения политического рейтинга. И для того чтобы этот инструмент использовать, даже не обязательно решать больные для него проблемы – достаточно «правильно» их «озвучить». С этой достаточно циничной позиции и рассматривает русских избирателей автор передовицы Delfi, замечая, в частности: «Мысль Рандъярв, что Центристская партия не должна бы грозить русским избирателям Ансипом и новой „бронзовой ночью“, конечно, кажется симпатичной, но надо быть либо некомпетентным, либо действительно государственным мужем, чтобы в погоне за русским избирателем не использовать карту „бронзовой ночи“». Ключевое слово здесь, разумеется, «использовать».

Некоторые политики русским инструментом не владеют и на самом деле владеть не хотят, но с самым серьезным видом обвиняют конкурентов, что те не дают им попользоваться. Вот, к примеру, локомотив IRL Ээрик-Нийлес Кросс в Postimees так и пишет: «Центристская партия стала своеобразным фильтром и препятствием для общения русской общины с государственной властью и эстонским обществом». Мешают, видите ли, центристы другим партиям завоевать доверие русского населения. В дословном переводе на русский это звучит практически как тавтология: общение, община, общество, но ничего общего между названными сторонами в результате осознанной политической деятельности (или неосознанной политической бестактности) не возникает.

Текст Кросса замечателен, кстати, и другими столь же выдающимися заявлениями. Так он пишет, например, что его партия «очень обеспокоена правами и свободами таллиннских русских». Ничего, что в его понимании права и свободы русских заключаются в том, чтобы «послания и ценности эстонского государства достигали их без искажений и запугивания…» По мнению популярного политика, «русские жители Таллинна нуждаются не в центристской крыше, а в защите эстонского государства». Жаль, не уточнил – от кого.

Сказка про белого бычка

Ситуация с эстонскими выборами на всех уровнях развивается по принципу «лыко да мочало - начинай сначала». Как заметил в Postimees колумнист Мартин Кала, «история неоднократно показывала, что наш безмозглый партийный рынок может функционировать дальше, не обращая внимания на ошибки прошлого, поскольку избиратель решил игнорировать возникшее противоречие, закрывать глаза на невыполненные предвыборные обещания, коррупционные методы, бахвальство и секретничание и жить дальше с чувством, что ничего не случилось. Выясняется лишь, что у наших партий крайне лояльные избиратели». Насколько лояльные – выяснится через пару лет, но пока все происходило настолько предсказуемо, что, кажется, на следующей предвыборной кампании можно было бы сэкономить.

В Eesti Ekspress уже даже нашли противовес для Сависаара, которым оказался – кто бы вы думали? – Андрус Ансип. Какая поистине неожиданность, какая свежесть мысли… «Премьер-министр сегодня был бы единственным серьезно воспринимаемым кандидатом в борьбе против Сависаара. Кандидаты от реформистов не принесли в Таллинне ожидаемого урожая голосов, пробежали под планкой. Это означает, что позиции премьера в его партии только усиливаются. То есть иными словами: победа Сависаара – это победа и Ансипа», - пишут Тармо Вахтер и Сулев Ведлер. И кажется, что ни политики, ни обозреватели, ни избиратели за рамки стабильно работающей политической модели выйти уже не могут.

Delfi цитирует депутата Рийгикогу от центристов Энна Ээсмаа, который, комментируя результаты выборов, сказал, что после «бронзовой ночи» должно вырасти новое поколение русскоязычных, прежде чем правые эстонские партии смогут снова добиться в Таллинне и Эстонии более значительного успеха. Но такая же консервативность свойственна и традиционно правым избирателям, а центристы недосчитаются на парламентских выборах голосов неграждан.

Зато можно вместе с Андрусом Кивиряхком порадоваться за тех, чьи рабочие места не пострадали в результате прошедших выборов. Обозреватель в попытке найти хоть что-то положительное в итогах голосования пишет в EPL: «Прежде всего, хорошо то, что многие люди не потеряли свою работу. … Ведь почти вся Центристская партия так или иначе трудоустроена в городе Таллинне, и если бы выборы прошли иначе, все они были бы вынуждены покинуть свои кабинеты… Страшно подумать, что за этим могло бы последовать. Полнейший апокалипсис!» Надо полагать, уютно устроенные на Тоомпеа вместе со своими близкими тоже имеют на этот счет свои соображения.

Черно-белое кино

А еще на прошлой неделе эстонские СМИ играли в демократию, занимаясь поиском «правильного» неэстонского кандидата. Главред Sirp Каарел Таранд обрел его, например, в «западнике» Евгении Осиновском – в чем не было бы ничего предосудительного, если бы автор статьи не противопоставил его русскому православию. Статья с оптимистическим заглавием «Последний праздник Московии» делит картину мира надвое: с одной стороны, Пушкин, Герцен и Осиновский, с другой – Иван Грозный, оккупанты, старец Филофей (ввернутый в текст, очевидно, ради демонстрации интеллектуального превосходства автора), центристские избиратели и православные храмы. Худшей рекламы местным западникам не придумаешь.

Другого неэстонского депутата вывела на авансцену Eesti Päevaleht, побеседовавшая с Абдулом Тюреем (тоже, кстати, новоиспеченным социал-демократом). Что интересно, уже и он приобрел основные навыки местных политиков. «Насколько я понимаю, есть русскоязычные депутаты, которые вообще не понимают по-эстонски. Думаю, я справлюсь лучше, чем они», - пообещал он. Справится, можно не сомневаться. Ведь главное в политике – правильно противопоставиться.

Ключевые слова

Наверх