Ааду Муст: С могилами не воюют

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Ааду Муст
Ааду Муст Фото: Kristjan Teedema / Tartu Postimees

На прошлой неделе DzD опубликовал материал газеты Tartu Postimees, в котором приводились слова председателя городского собрания Тарту центриста Ааду Муста. Приводим дословный перевод мнения профессора Муста о мемориале Раади, которое он эксклюзивно представил на суд наших читателей.

К сожалению, уже традиционно в канун 9 мая в Эстонии возникает напряженность вокруг мест захоронений солдат Красной армии, погибших во время Второй мировой войны. В этом году власти Тарту также получили письмо, в котором группа горожан требует ликвидировать мемориал, называя его символом советской идеологии, а похороненных на этом месте людей - перезахоронить на военном кладбище.

Традицией стало и то, что реакция городских властей и политиков на подобные обращения освещается в прессе в реферированном и тенденциозном виде. Во избежание непонимания, я повторяю основные моменты, которые изложил журналистам в качестве председателя городского собрания Тарту:

1) У городского собрания, его комиссий или мэрии Тарту нет никаких планов по тайной или публичной ликвидации монумента на Раади.

2) Тартуская мэрия заказала научное исследование относительно данного мемориала, целью которого является выяснение истории, расположение, числа захороненных на Раади людей и судьбы их останков. Такое исследование необходимо ввиду множества циркулирующих версий. Многое установить в наши дни невозможно, а правда смешалась с пропагандировавшимися ранее лозунгами, что подтверждают фотодокументы. Фотографии и ориентиры на них указывают, что надгробные плиты и могилы со временем разошлись в несколько разные стороны.

3) Перезахоронение останков жертв военных действий является нормальной практикой во всех странах, в некоторых случаях это стало неизбежным. Все мы знаем, что места захоронений, особенно это касается военных могил, имеют для людей очень сильное эмоциональное, почти религиозное значение. Поэтому мы исходим из того, что ничего подобного не может произойти в Тарту без основательного анализа, к которому были бы подключены все стороны, включая представителей русской общины.

4) Извините, если повторюсь еще раз: мемориал на Раади нельзя ликвидировать за спиной городского собрания Тарту и, по данным председателя комиссии горсобрания по культуре Натальи Трошиной, никаких обсуждений этой темы в рабочей программе комиссии нет.

Разумеется, у каждого человека есть личные мнения. Да, это памятник советского времени и об этом говорит надпись на нем.

Да, многие эстонцы получили душевные травмы, когда в 1950-х годах советские власти разрушили памятники и надгробные постаменты, посвященные павшим в Освободительной войне Эстонии. Я могу понять боль, но не разделяю мстительные мысли. С погибшими и их могилами не воюют. В этом мы оказались одного мнения с руководством Томска и Томской области, с которым в сентябре 2006 года в центре Томска, прямо напротив мэрии этого города, мы открыли памятный камень в память об эстонцах, павших жертвами сталинских репрессий в Томской области. У этого камня в далекой Сибири и в этом году лежат цветы.

Председатель городского собрания Тарту,

Наверх