За места в российских вузах, выделенных для соотечественников из Эстонии, идет спор медалистов.
Образование. За дипломом – в российские вузы
Институт Пушкина закончил прием документов на учебу в российских вузах, выделяемых Министерством образования и науки РФ для соотечественников в Эстонии. Об особенностях «поступательного» сезона нынешнего года рассказывает руководитель института Андрей Красноглазов:
«С тех пор как мы стали заниматься популяризацией этой программы через прессу и Ассоциацию преподавателей русского языка и литературы, распределение мест в российских вузах – с бесплатным обучением, с выплатой стипендии – перестало быть келейным делом. Заявлений поступает очень много – просто шквал заявок.
В этом году на одно место претендовали два-три золотых медалиста, а на медицинские специальности – даже по шесть «медалей» на одно место. Так что год от года конкурс становится все острее. Но и вакансий в вузах тоже понемногу прибавляется, в этом году нам выделили 80 мест. Впервые в списках появились вузы Москвы – такие рейтинговые учебные заведения, как Институт русского языка им. Пушкина, Университет управления, Московский лингвистический университет, Московский технический университет им. Баумана, МЭСИ – Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, Художественно-промышленный университет им. Строганова, университет Дружбы народов.
Мы давно просили Посольство РФ «открыть» для нас вузы Москвы – и вот в этом году сразу 17 мест. В этом году нам, наконец, дали также Псков – места в педагогическом и политехническом университетах. В списке вузов традиционно много также учебных заведений Санкт-Петербурга. Как правило, наибольший интерес у абитуриентов именно к этим городам, что и понятно: Москва – наиболее престижно, а Петербург и Псков – можно сказать, рукой подать, а потому очень удобно. Гораздо слабее интерес к Калининграду, хотя университет им. И. Канта – старинный и известный вуз. Видимо, сыграли свою роль две границы, через которые придется путешествовать нашим студентам. Иногда вообще непонятно, с чем связано отсутствие большого интереса. К примеру, поступить в Тверской университет желающих всегда больше, чем, к примеру, в Новгородский государственный университет».
Мечтаете о редкой специальности? Попробуем помочь!
«Многое, конечно, определяет специальность: традиционно у нас выше спрос на гуманитарные специальности – филологию, юриспруденцию, политологию, психологию. Но и на технические специальности конкурс большой. Что и неудивительно, если учесть, какой стоимости подарок делает российское Министерство образование каждой семье абитуриента-соотечественника из Эстонии.
Конечно, многие из ребят, получив высшее образование в России, в Эстонию не вернутся. Судя по вопросам, которые задавали абитуриенты и их родители на выставке образования прошлого года, многие изначально планируют свою судьбу устраивать в России. Спрашивают, к примеру, как с «синим» паспортом можно устроиться в РФ на работу и т.д. Но кто-то вернется в Эстонию. Особенно получив такие специальности, которым в Эстонии не учат. Например, инженер-мостостроитель у нас будет чуть ли не на вес золота.
Институт Пушкина поддерживает связь с выпускниками наших школ, ставшими студентами российских вузов. Учатся они, как правило, хорошо. Образование наши школы дают хорошее, так что проблем у них особых нет. Единственная просьба Института к тем, кто сейчас подал заявки не только в российский вуз, но и, скажем, в какие-то европейские университеты: если решите отказаться от места в российском вузе, сообщите о своем решении, чтобы на освободившуюся вакансию кто-то еще успел поехать!
А также хочется сказать нынешним школьникам, которые мечтают учиться по какой-то определенной редкой специальности, которой нет в Эстонии, – продолжает Андрей Красноглазов, – приходите, мы попробуем помочь! К нам, к примеру, обратился молодой человек, который очень хотел учиться по специальности «Авиа- и вертолетостроение». Конечно, Эстония, да и очень многие страны ничего не могли ему предложить в этом плане. Мы связались и с Посольством РФ, и с российскими вузами и в конце концов нашли для парня возможность учиться. А недавно кто-то из родителей спрашивал, есть ли возможность отправить ребенка в Суворовское училище. А почему, собственно, нет? Будем заниматься этим вопросом!»