Акцент. Пожар на Ныммеском рынке: ищи, кому выгодно

Ирина Каблукова
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Ныммеский рынок – одно из любимых таллиннцами мест в городе. Его любили, но его и жалели, как тяжело заболевшего родственника.
Ныммеский рынок – одно из любимых таллиннцами мест в городе. Его любили, но его и жалели, как тяжело заболевшего родственника. Фото: Scanpix/Postimees

В грядущее воскресенье Ныммеский рынок в Таллинне отметит свой первый день рождения. На самом деле торговая площадь на этом месте существует более 80 лет, однако ровно год назад отреставрированную точку открыли с помпой после глобальной реставрации.

Почти сразу общественность узнала о денежных спорах подрядчиков и субподрядчиков, а в конце апреля уже этого года при загадочных обстоятельствах дотла сгорело историческое здание рынка, тоже отреставрированное и только недавно открытое для посетителей.

Вчерашний бомж проснулся миллионером

Минувший год для Ныммеского рынка был, наверное, одним из самых счастливых. После реставрации торговая точка не только изменилась до неузнаваемости, став чуть ли не главным центром культуры района, но и поменяла свой контингент. Прежде вокруг обветшавших прилавков с бабушками, торгующими пучками зелени, и не менее ветхих киосков с веселенькими халатиками и невеселеньким рыночным шмотьем, бродили редкие и не менее грустные покупатели. Продавцы знали в лицо не только посетителей, но и наркоманов, шмыгавших между рядами и норовивших что-нибудь стащить. Теперь рынок заполонили продавцы с яркими местными и заморскими фруктами, халатики пропали, зато в центре появился фонтан, скамейки и дядечка с гармошкой.

Припарковать машину рядом со сплошными «Лексусами» и «Мерседесами» в выходной было почти невозможно и страшно. Но если удавалось найти место, то отдохнуть получалось не только глазом, но и душой.

Пока не случился пожар, уничтоживший гордость района и личное достижение его старейшины Райнера Варка, о прошлогодних проблемах рынка ни говорить, ни думать не хотелось. Рынок цвел, а до оставшихся без зарплат строителей, работавших по 10-12 часов, чтобы уложиться в положенные сроки, многим не было никакого дела.

Между тем строители побывали в полиции, где получили отказ в возбуждении уголовного дела и пожелание идти в суд и решать проблему в гражданско-правовом пространстве. Затем жалобщики посетили мэра города и окончательно уверились в том, что работа была сделана бесплатно. То есть ни кроны за красоту в Нымме они не получат.

Расследовать нечего, пусть спор решает суд

Суть спора проста. Победителем объявленного районной управой конкурса оказалась фирма OÜ S.P.M INVEST. С ней был заключен договор о подряде, с ней же управа вела переговоры и оплачивала ей уже проделанную работу.

В свою очередь OÜ S.P.M INVESTнанял тартускую фирму OÜ RahvaKinnisvara, которая нашла (говорят, случайно, по чьей-то наводке, поскольку прежде с этой фирмой не работали) несколько небольших предприятий: SEMIRGrup, Citykliimaи т.д. Именно из них на строительство были направлены работяги, которые чуть ли не круглосуточно трудились на благо жителей района и всего города, в сжатые сроки превратив жуткое место в конфетку и снабдив магазинчики самым современным оборудованием.

Управа Нымме оплатила все выставленные подрядчиком счета, а потому претензий к ней возникнуть ни у кого не должно было, но в один прекрасный летний день взбунтовались рабочие, которые демонтировали часть охладительных приборов и вообще обещали сломать киоски, поскольку до них деньги так и не дошли.

Администрация рынка тогда даже подала заявление в полицию, поскольку, по ее мнению, приборы принадлежали предприятию, их честно купили и демонтаж они посчитали не чем иным, как кражей. Работники же были иного мнения, потому что за приборы денег они не получили, а значит, и самой сделки купли-продажи не было.

«Директор Ныммеского рынка действительно обращался в полицию в связи с тем, что одна из фирм-субподрядчиков демонтировала ранее установленные внешние конструкции теплового насоса. По данному заявлению уголовное делопроизводство начато не было, так как отсутствовал состав преступления. Вовлеченные в конфликт стороны находились в гражданско-правовых отношениях, а давать оценку правомерности действий какой-либо из сторон входит в компетенцию гражданского суда», – уточнила пресс-секретарь Пыхьяской префектуры Александра Солнцева.

По ее словам, в полицию время от времени поступают заявления о случаях, когда подрядчики конфликтуют с субподрядчиками, оставляя своих партнеров без денег, или о других невыполнениях гражданско-правовых обязанностей. «Именно это гражданский суд и должен установить: кто прав, кто виноват в данной ситуации. Вышеупомянутое заявление директора рынка рассмотрела служба по борьбе с экономическими преступлениями и, уточнив обстоятельства, пришла к выводу, что спор нужно решать в гражданско-правовом поле», – уточнила Солнцева.

Ныммеский рынок построили бесплатно

А Управа части города вообще предпочитает не связывать себя с возникшим конфликтом.

«Гражданско-правовой спор был между SEMIRGrupи RahvaKinnisvara. У управы части города и Ныммеского рынка не было никаких договорных отношений с указанными фирмами. Данные фирмы занимались работами на рынке на основе субподряда. Главным подрядчиком строительства мясного и рыбного дома была фирма OÜ S.P.M INVEST. К сожалению, управа части города не может вмешаться в спор между SEMIRGrupiи RahvaKinnisvara. Тем более что фирма SEMIRGrupiтолько грозила прийти и сломать киоски, но свои угрозы в жизнь не претворила», – пояснил старейшина района Райнер Вакра.

По словам председателя правления SEMIR GruppСергея Мельникова, тот спор не завершился до сих пор. «Нам так и не заплатили, причем не только за рынок, но и еще за два объекта, которые мы делали по заказу Rahva Kinnisvara», – пояснил он.

Мельников уточнил, что общая стоимость работ на Ныммеском рынке для его предприятия тогда оценивалась почти в полмиллиона крон, невыплаченными осталось около 180 тысяч. Рабочие так и не получили заработанных ими денег.

Предприниматель говорит, что тогда пытались сделать всё возможное: «Были даже на приеме у мэра, но они разводят руками и говорят, что ничем помочь не могут, поскольку со своей стороны всё заплатили. А в полиции вообще посмеялись, сказав, что нужно идти в суд. Но суд – это очень дорогое удовольствие. Мы остались совсем без денег, не знаю, как выплывать в этой ситуации».

Почему не было заплачено субподрядчику – тема для отдельного разговора, которой мы сейчас касаться не будем.

Полиция: почти все улики уничтожил огонь

И все же, конфликт разгорелся вокруг рыночной площади и киосков, а сгорело главное здание. И полиция, и управа в один голос заявили, что данный спор не может иметь никакого отношения к пожару. Дело в том, что рыночную площадь и павильон реставрировали в два этапа. «С реставрацией рыночного здания ни одна из указанных фирм связана не была», – заявил Вакра.

«У нас нет никакой информации о том, чтобы вокруг здания возникали подобные споры», – добавила Солнцева.

Тем не менее пожар уничтожил отреставрированный дом. Рассматривалось несколько версий – от поджога до неполадок в электропроводке. Первую полиция отмела уже в конце прошлой недели, заявив: ничто не указывает на умышленное уничтожение здания, а потому уголовного дела по данной статье возбуждено не будет.

«Следователи проанализировали информацию, собранную на месте происшествия и полученную как от свидетелей, спасателей, так и от фирмы, охранявшей данный объект. На основании всех имеющихся данных можно утверждать только то, что не было обнаружено ни одного факта, который свидетельствовал бы о совершении преступления. Из собранных материалов выяснилось, что работники охранной фирмы проверяли здание за некоторое время до пожара и не обнаружили ничего подозрительного, посторонних на территории рынка также не было», – уточнила представитель полиции.

По ее словам, отталкиваясь от имеющейся информации, можно предположить, что, вероятнее всего, пожар начался на уровне второго этажа внутри здания. Однако стала ли причиной пожара искра, возникшая от работы какого-либо электроприбора, или что-то еще, можно лишь предполагать.

«Сбор информации на местах происшествия в случае пожаров сам по себе является довольно сложным процессом, поскольку большая часть доказательств исчезает в огне. Так произошло и сейчас: огонь уничтожил очень большую часть того, на основании чего можно было бы утверждать, в каком месте и по какой причине начался пожар», – пояснила Солнцева.

Но была и еще одна версия, возникшая благодаря словам старейшины района, который заявил на пресс-конференции мэрии, что причина может быть в электропроводке. Но и проводку меняли, а после такого грандиозного ремонта, с учетом специфики здания, его должны были тщательно проверить не только строители, но и спасатели, которые ставят свою подпись, подтверждая, что все установленные нормы пожарной безопасности соблюдены.

Причины неизвестны, деньги обеспечит страховка

«Все нужные согласования у Ныммеского рынка и уничтоженного пожаром здания, при принятии их к эксплуатации, имелись. Также все было согласовано со Спасательным департаментом и получено его разрешение», – сказал Вакра.

«Здание было принято 27 сентября 2009 года, то есть семь месяцев назад. Спасатели все проверили и подписали разрешение, поскольку дом отвечал всем требования. Однако в компетенцию пожарных инспекторов входит проверка конструкций, дверей-окон, автоматическая система тушения и оповещения. Электропроводку спасатели не проверяют, поскольку подразумевается, что такие работы производил лицензированный специалист, имеющий все необходимые разрешения и сертификаты качества на используемое им оборудование и материалы», – сообщил «ДД» пресс-секретарь Северо-Эстонского спасательного центра Антс Раава.

При этом он уточнил, что зданию была поставлена «троечка». Но не потому, что его плохо построили, а потому, что оно целиком выполнено из дерева, а, значит, риск при пожаре весьма велик. «В целом здание отвечало всем установленным требованиям», – еще раз отметил Раава.

Руководство управы Нымме отбивается от вопросов: оно не может назвать причины возгорания, ссылаясь на экспертов, которые не в состоянии определить, что «убило» старинное здание. Известно, что поджога не было, но дом сгорел. «Здание Ныммеского рынка было застраховано в страховом обществе ERGO. Страховка покроет все расходы, связанные с восстановлением здания. Ныммескому рынку уже выплачен аванс на ликвидацию последствий пожара», – ответил Вакра на вопрос, будут ли деньги на новый рынок получены от страховщиков или придется ждать результатов экспертизы, а после долго и упорно судиться с рабочими, или работниками, поскольку версии о халатности тоже пока не отменили.

Ликвидация последствий пожара началась в понедельник утром. «Несмотря на то, что по графику разобрать здание должны уже на будущей неделе, мы все же надеемся, что не позднее 16 мая, когда Ныммеский рынок отметит свой первый день рождения, большая часть бросающихся в глаза развалин будет убрана», – говорит старейшина.

В понедельник был объявлен и конкурс на господряд: необходимо найти нового строителя, который восстановит сгоревшее здание.

«Ходатайства можно подавать до 19 мая, крайний срок представления предложений – 21 мая», – подвел итог Вакра.

Ныммеский рынок: хронология

Рынок Нымме возник более ста лет назад, в 1908 году. Поначалу он располагался рядом с железнодорожной станцией, а позже был перенесен на свое теперешнее место – на площадь с названием Туру. В 1929 году возникла идея строительства крытого павильона, в котором можно было бы торговать, невзирая на погодные условия.

Архитектор Роберт Натус составил проект, город объявил конкурс, который выиграл строительный предприниматель А. Бом. Здание открыли в 1930 году, и обошлось оно в 27 тысяч крон (довольно большие по тем временам деньги, когда дом в Нымме стоил от трех до пяти тысяч крон, и работать на него нужно было много лет).

После 1932 года, когда был построен так называемый прорыв до Хааберсти (ныне ул. Эхитаяте), рынок начал разрастаться и заполнять площадь за зданием.

Рынок работал все эти годы, был любимым местом как ныммесцев, так и жителей других районов, которые предпочитали тихую торговую площадь крупным и шумным рынкам города. Но время прошлось по Нымме катком, а денег на ремонт не было, и в 2007 году разгорелся скандал: выяснилось, что продавцы просто не в состоянии выполнять требования санитарно-эпидемиологического надзора. Мясной павильон был срочно закрыт, а городские власти расторгли договор аренды и заговорили о планах грандиозного ремонта.

В январе 2009 года рынок был полностью закрыт на реставрацию. Открыть торговую площадь с новыми киосками, прилавками, фонтаном и уличными кафе удалось 16 мая того же года – на следующий день после Дня Таллинна. Реставрация исторического здания тогда еще только начиналась, и открыли его в конце сентября.

29 апреля 2010 года здание рынка сгорело дотла. Причины пожара так и не установили, но власти района обещают восстановить строение в его историческом виде к концу нынешнего года.

В справке использована информация с сайта Ныммеского рынка http://www.nommeturg.ee/

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх