Стоимость вывоза мусора зависит от умения вести переговоры

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Редактор: Dzd.ee
Copy
Мусорный контейнер
Мусорный контейнер Фото: Urmas Luik / Pärnu Postimees

В Эстонии цены на вывоз отходов разнятся очень сильно. Например, в Раквере или Пярну опорожнение контейнера со смешанными отходами стоит 120 крон, а в Вильянди за эти же деньги мусор вывезут пять раз, пишет Postimees.ru.

Сколько людям приходится платить за вывоз мусора, напрямую зависит от того, как самоуправления решают этот вопрос. Местами, вне зависимости от расстояний, цены разнятся во много раз.

Например, регулярное, по графику, опорожнение 240-литрового контейнера со смешанными бытовыми отходами в Ласнамяэ фирма Rag­n-Sells производит за 116 крон, а в центре Таллинна — за 52 кроны.

За опорожнение 4500-литрового контейнера в Пярну платят 753 кроны, а в городе Эльва фирма по вывозу мусора, победившая кон­курс, берет всего 203 кроны.

«В таллиннском районе Ласнамяэ, в Пярну и Раквере вывоз мусора не организован», — сказал коммерческий руководитель Ragn-Sell­s Агу Реммельг, объясняя, почему в этих местах вывоз мусора стоит намного дороже.

По его словам, цены могли бы быть ниже, если бы там организовали вывоз мусор — ведь организатора конкурса всегда интересует только выгодная цена. «А сейчас там свободный рынок», — добавил коммерческий руководитель.

«Обязательство по организации вывоза мусора были возложены на самоуп­равления с 1 января 2005 года. Смысл закона состоял в том, чтобы к этому моменту уже были объявлены конкурсы. Но к настоящему времени это сделано примерно на 60 процентах территории Эстонии», — описал Реммельг ситуацию.

Особенно плохо обстоят дела в маленьких волостях. Например, за опорожнение 240-литрового контейнера со смешанными бытовыми отходами в волостях Ляэнемаа фирма Ragn-Sells берет 135 крон, а в Вильянди ту же работу делает за 25 крон.

В столичных районах Мустамяэ и Ласнамяэ вывоз мусора до сих пор не организован на конкурсной основе, поскольку год назад OÜ Prügivedu Tallinn оспорила условия тендера. «Мы постараемся снова объявить конкурсы», — сказал вице-мэр Денис Бородич.

По словам Бородича, к 17 мая столичная управа надеется получить предложения от фирмы по вывозу мусора, поскольку в нескольких районах Таллинна договоры заканчиваются 31 мая. После этого, как сказал вице-мэр, будет пересмотрено и будущее Ласнамяэ.

Айн Сууркаэв — вице-мэр города Раквере, где вывоз мусора производится в условиях свободного рынка — сказал, что организационная работа по данному вопросу уже ведется, и что еще зимой были приняты соответствующие акты.

 «Сейчас у нас действует система свободного рынка, при которой каждый человек имеет право договариваться с фирмой-мусоровозом о ценах», — сказал он. Сууркаэв признался, что не знает, почему организация вывоза мусора затянулась, и люди, соответственно, вынуждены платить больше.

«Я не знаю, как это прокомментировать, тут могут быть разные причины, — сказал он. — Но я не могу сказать, чтобы была какая-то конкретная причина».

Мэр Пярну Тоомас Кивимяги тоже не смог ответить, почему у них вывоз мусора до сих пор не организован. «Что касается прежних времен, то я не могу отвечать за них, а в марте мы объявили новый конкурс», — сказал он.

После его проведения цены должны нормализоваться.
Однако в Пярну этим вопросом занимались и прежде. В 2008 году был проведен конкурс на вывоз мусора, и его выиграла OÜ Prügivedu Tallinn. Однако такие фирмы, как AS Ragn-Sells, AS ISS Eesti и AS Cleanaway, были недовольны конкурсом и оспорили его результаты. С тех пор это дело и тянется.

Причина, по которой цены в местах, где вывоз мусора организован и не организован, разнятся так сильно, по словам Реммельга, состоит в том, что в неорганизованных местах контейнеры располагаются недостаточно компактно и их обслуживает не одна фирма.

«Расходы на сбор и администрирование составляют значительную часть, — добавил руководитель Ragn-Sell­s. — И поскольку известно, что вот-вот будет конкурс, то никто особо не пытается бороться из-за цен».

Как пояснил Реммельг, цены формируются с учетом нескольких компонентов. По его словам, опорожнение маленького контейнера и вывоз мусора может быть до девяти раз дороже, чем та же работа с большим контейнером.

В городах и сельской местности расходы тоже отличаются. Свою роль в этом играют расстояние, плотность населения, дорожные условия и цена, запрашиваемая в месте обслуживания.

Как сказал Реммельг, существует тенденция делать заниженные предложения и балансировать на грани окупаемости. «Скорее всего, когда конкурсы пройдут по всей Эстонии, через какое-то время цены начнут расти», — сказал он.

КОММЕНТАРИЙ

Пеэтер Ээк,
заведующий отделом отходов Министерства окружающей среды

Примерно треть тех самоуправлений, которые по закону обязаны осуществлять организованный вывоз мусора (korraldatud olmejäätmeve­du — KOJV), не делают этого. Дело в том, что многие самоуправления видят в этом дополнительные обязанности — нужно создать регистр фирм по вывозу отходов, а также подготовить и провести конкурсы.

Фирмам-мусоровозам не нравится принцип KOJV, поскольку он перераспределяет рынок, и для того, чтобы выиграть, нужно предложить низкие цены.

Там, где система KOJV не внедрена, довольно значительная часть хозяйств (в сельской местности зачастую 30-50%) находится вне системы сбора. Результат этого — удручающее захламление, сжигание домашних отходов, складывание смешанных отходов в контейнеры для упаковки и тому подобное.

Города не всегда достаточно активны, а некоторые, например, Раквере, вообще игнорируют KOJV­. Небольшие самоуправления организовывают вывоз мусора в одиночку, что для потребителей неизбежно оборачивается более высокими ценами.

В правовом плане местные самоуправления и государство разделены, поэтому государство не применяет по отношению к самоуправлениям санкций. Зато создает мотивацию. Например, начиная с 2010 года, самоуправлениям больше не возвращают определенную часть платы за загрязнение.
 

Наверх