Не инвестировать.
Не брать взаймы.
Не давать никаких обещаний.
Ю. Мыйз (Õhtuleht, 22.05.10)
Чиновник: Обесценивание имущества может произойти и в XXI веке
Именно этими словами Юри Мыйза хочется начать свои размышления на одну из самых актуальных тем последних дней – тему введения евро с 1 января 2011 года.
Несмотря на то, что еще до 2003 года Мыйз входил в правую партию IRL и на посту мэра Таллинна прославился тем, что был инициатором приватизации Tallinna Vesi, сегодня многие его мысли перекликаются с моими.
«С евро наши проблемы не заканчиваются, а лишь начинаются, и это совершенно точно»
12 мая 2010 Европейская комиссия по большому счету вынесла приговор эстонской кроне, огласив решение о пригодности нашей страны к переходу на евровалюту в связи с выполнением маастрихтских критериев. Одним из этих критериев является сдерживание инфляции. Здесь хочется привести мысль Мыйза, которую он опубликовал в интервью Õhtuleht относительно того, что с приходом евро проблемы никуда не исчезнут, а лишь усугубятся. На сегодняшний день евро стремительно теряет свою ценность, а значит, и покупательскую способность. В то же время с приходом новой валюты государство берет на себя дополнительные обязательства, которые лягут на плечи честных налогоплательщиков. А насильное сдерживание инфляции приводит к угасанию экономического роста.
По мнению Мыйза, министру финансов крайне тяжело было бы принять решение о девальвации национальной валюты, а еще тяжелее ему было бы объяснить это пенсионерам и людям с небольшими сбережениями. Ведь именно за их счет, потому что брать государству больше неоткуда, правительство могло бы оживить экономику. Самое яркое тому подтверждение – это наша история. В течение ХХ столетия в Эстонии трижды проходил процесс обесценивания и распределения имущества – Первая Мировая, Вторая Мировая и крушение Советского Союза. Ошибочно думать, что такие события не могут повториться и в XXI веке.
«Мировой экономический кризис 1930 года решила Вторая Мировая война»
«Я не намекаю на новую войну, а говорю о том, что проблемы, пришедшие вместе с кризисом, никуда не исчезают. Я не вижу опасности военного конфликта, однако каждый кризис имеет свой конец, а они – начало и конец – не будут одинаковы».
Соглашусь с Юри Мыйзом, что сегодняшняя ситуация напоминает Советский Союз. Тогда тоже все в открытую хвалили Ленина и коммунистическую партию, а на деле – на кухнях и в кулуарах – говорили совершенно обратное. Так и сегодня, банки рапортуют, что все идет на лад, министры говорят, что кризис миновал и вот-вот нас ждет очередной взлет экономики. А реальность? Она от этого не меняется. Долговые обязательства предприятий всё растут, и именно это, по мнению основателя Hansapank, является одной из основных причин современного кризиса.
Цена: 19,99 с 1 января 2011 - 1,99 €
На мой взгляд, самый больной вопрос сегодня – увеличатся ли цены на хлеб, на молоко, на колбасу с приходом евро? Какие счета мы получим в январе и феврале 2011 года за коммунальные услуги? Смогут ли наши жители их оплатить? « А в ответ тишина...»
Правительство отмалчивается, путая нас разговорами о валютных курсах и математическими исчислениями перевода сбережений, у кого таковые еще имеются, из одной денежной единицы в другую.
А Ю. Мыйз ответил: «Вырастут. (цены - прим.ав.) Если сегодня на ценнике стоит 19,90 крон, то в случае с евро это будет 1,99 (~ 31,12 крон). Так случилось во всех евро-странах». И действительно, наивно полагать, что Эстония станет исключением. Достаточно вспомнить стоны после прихода евро сытых и благополучных немцев! И наши северные соседи не стали исключением – жизнь изменилась, и она не стала легче.
Многие скажут: Эстонию не имеет смысла сравнивать с такими странами-локомотивами Евросоюза! Да, не стоит. Именно поэтому будущее маленькой Эстонии в лучах евро-звезд кажется еще более туманным. Именно по нашим жителям звонкая монета евро ударит больнее. Именно по нашим пенсионерам и безработным, чье положение никак не исправят громкие обещания министров стать притягательными для инвесторов. Может быть, тогда стоит, господа министры, прислушаться к своему коллеге и «не давать никаких (читай пустых) обещаний»?