Власть № 4: проблема ЙОБУ и подходы к ее решению

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Только эстонских солдат в Центральноафриканской Республике и не хватает.
Только эстонских солдат в Центральноафриканской Республике и не хватает. Фото: Scanpix / Reuters

На этой неделе эстонские СМИ обсуждали выборы в Европарламент, эстонскую миссию в Африке и выходки Юхана Партса, но и о русских не забывали.

В Õhtuleht демограф Кальо Лаас сообщает новости ассимиляции: «Ассимиляция идет». Поднимем бокалы!.. «Уже давно тревожит нас то, что молодежь и люди среднего возраста покидают Эстонию. Сохранить нашу культуру могут лишь граждане, разговаривающие в обиходе на эстонском». Эстонию атакуют и с другого фланга – естественный прирост за последние десять лет был в плюсе лишь в 2010 году, так что следующее поколение недосчиталось каждого пятого.

Но вот парадокс: народу стало меньше, а доля эстонцев в народонаселении возросла до 68,8 процента. Кто же им помог? Ну как же: «В 2003 году в эстоноязычных классах основной школы учились 76 процентов учеников, а десять лет спустя – 80 процентов. Интеграция идет на пользу эстонскому языку и культуре». Или ассимиляция. Или обе они идут. А как там новоэстонцы общаются с родителями, какие стрессы испытывают – это неважно. Даешь жертвы во имя языка и культуры, ура!

И посочувствуем ассимиляторам, ибо тяжек их беззаветный труд. С какими людьми – да и людьми ли? – приходится работать! Писатель Андрус Кивиряхк в LP Eesti Päevaleht пишет, казалось бы, про столичную улицу Суур-Карья, жители которой не могут спать спокойно ввиду ночного разгула в местных барах, но выруливает на сами понимаете кого: «Помню, учась в Тартуском университете, я с однокашником бывал в Хийналинне – районе, застроенном по принципу “заплата на заплате”, жили там исключительно русские. Ходить туда пешком мы не рисковали, ездили на машине однокашника и дивились на божий зоопарк за окном. С Суур-Карья та же история». Непонятно, что это за история такая (Суур-Карья оккупировали русские?), но, согласитесь, «божий зоопарк» – это пять. Отличное название для русского гетто! Согнать туда неэстонцев – и выпускать только при условии, что эти звери согласятся работать на пользу языку и культуре, то есть станут наконец людьми.

«Из кустов назвал волка сволочью...»

Цивилизованные господа в лице министра экономики и коммуникаций Юхана Партса на этой неделе тоже отмочили дай бог. Откликаясь на позицию правительства Литвы – мол, если трасса Rail Baltica пройдет через Каунас, а не через Вильнюс, она не пройдет никуда, – Партс назвал литовских министров емким словцом йобуд (дурни, придурки, дуралеи). Литовцы, само собой, обиделись, а на Партса традиционно обрушилась критика. Традиционно, потому что, как отмечает Eesti Päevaleht, этот министр – самый скандальный из всех: на какую сферу в его компетенции ни глянь – поезда, самолеты, паромы, шоссейные дороги, электроэнергетика, – всё у него не как у людей.

Портал Delfi предлагает разобраться, кто тут, собственно, йобу. «По уму надо бы сказать: ну, литовцы, ладноть. Будь по-вашему, соединим рельсами все балтийские столицы, но при одном условии. Если уж мы делаем крюк к Вильнюсу, пусть скорые поезда заезжают и в Тарту. Поддержим друг друга, надавим на Брюссель, чтобы он учел наше общее мнение. Покажем Европе настоящее сотрудничество. Выиграли бы и литовская гордость, и эстонская региональная политика. На линии Таллинн – Тарту пассажиров точно больше, чем в направлении Пярну... Так что – ну-ка, все йобуд, выходи да покажись! Дадим литовцам понять, что йобу – не то, что им кажется. Йобу может быть и эстонец, если он согласен с прохождением Rail Baltica через Пярну и не отстаивает – в отличие от литовцев – свои национальные интересы».

«Нечасто нашего посла в Вильнюсе вызывают на ковер, а Ансип вынужден подтирать за своим министром и сообщать, что Партс обещал извиниться, – пишут редакторы Õhtuleht. – Неужто у Партса сдали нервы? Да вряд ли. Учитывая острый язык министра и его обычно высокомерное поведение, куда вероятнее, что он повел себя с литовцами так же, как привык обращаться со своим народом... В новогодней речи президент Ильвес раскритиковал оскорбления и брань вместо вежливой речи – и тут же сам начал язвить в Твиттере. Хуже того, потом он эти твиты поудалял – а значит, президент не отвечает за свои слова. Но Партсу поймать вылетевшего воробья не получится... Хорошо, что наши политики показывают истинное лицо всему миру».

Впрочем, в следующем номере газета поименовала Партса «огнеупорным» – в том смысле, что он благодаря поддержке родной партии IRL непотопляем. Примерно то же написал и журналист Микк Салу из Postimees в статье «Тефлоновый Партс». Рядом литредактор Эгле Пуллеритс на примере словосочетания «достопочтенные йобуд» показала, что приличным людям обзываться придурками и свиньями не пристало. Редакторы Postimees опасаются, что теперь в Прибалтике разочаруется воспринимающий нас как триединое целое Брюссель: «Деньги им обещали, а они не могут между собой договориться». Ну а в Õhtuleht Мартин Вахтер, глава правления 1Partner Kinnisvaragrupp, пытается переплюнуть Партса: «Rail Baltic – это утопия алкаша»...

Что мы забыли в Африке?

«Лицемерной миссией» назвал Eesti Päevaleht предполагаемую отправку контингента наших солдат в Центральноафриканскую Республику (ЦАР), где по новой вспыхнула гражданская война между повстанцами-мусульманами и лояльными нынешней (впрочем, уже бежавшей в Конго) власти христианами. Решение об отправке предстоит принять парламенту.

«Эту миссию депутатам поддерживать нельзя, – считает газета. – Правительство собралось послать в ЦАР 55 солдат, но вряд ли власть имущие знают, как называется столица этой страны, на каком языке там говорят и кто с кем вообще воюет. Наших интересов там нет, как и интересов наших основных союзников. Это не самый опасный из политических кризисов мира. Наши возможности навести порядок в ЦАР ограничены. Наши знания о регионе недостаточны. Ни одной воюющей стороне мы не можем доверять». Так зачем рисковать жизнями? «Да, воюющая в ЦАР Франция вроде помогла нам с ливанскими заложниками. Но это не значит, что теперь наши солдаты будут живыми мишенями в любой французской войне».

Редакции оппонирует замдиректора Международного центра оборонных исследований Мартин Хурт: «Франция – союзник, которого стоит поддерживать... Да, у Эстонии нет юридической обязанности посылать солдат в ЦАР. Но как обычно реагирует эстонский человек, когда сосед просит его о помощи? Разве простой и честный человек спрячется за букву закона, чтобы избежать неприятных хлопот?» Отчего бы Хурту не отправиться на войну лично? Или он недостаточно честный, простой и эстонский человек?..

Мнения разделились, причем жестко. Так, Ильвес считает, что Эстония не может оставаться в стороне от африканских фронтов; пожелаем же президенту удачи со смазкой автомата Калашникова, а его боевой подруге – побольше конфет прямо в блиндаж. Журналист Postimees Марти Аавик – за участие в войне, потому что рука руку моет: в случае войны Эстонии с кем-то (мы понимаем, с кем) Франция тоже нам поможет. Еще Аавик проводит параллель с разделом Чехословакии перед Второй мировой: британцы так и не пришли на помощь «далекой стране», и мы знаем, чем все кончилось. Африка для нас – как Чехословакия для Великобритании? В этой формуле прекрасно всё, особенно сравнение нас с Британской империей. В то же время подполковник в резерве Лео Куннас через портал ERR посоветовал воздержаться от миссии. Правда, не потому, что Африка нам не сдастся и на фиг не сдалась, а по иной причине: французские вояки сотрудничают с российскими, и в случае войны часть французских вооружений может обернуться против нас». Таков разум военных.

Ключевые слова

Наверх