/nginx/o/2010/05/26/374448t1haa10.jpg)
В пятницу, 28 мая, в зале Эстонского театра драмы Тбилисский театр музыки и драмы им.В. Абашидзе покажет трагедию Шекспира «Макбет» в постановке Давида Доиашвили. Этот спекталь станет заключительным аккордом Недели грузинского искусства в Эстонии.
Грузинские театры гастролировали у нас очень давно. Камерный молодежный театр из Метехи и городской театр из Рустави. Подробности стерлись из памяти, а ощущение неповторимого и самобытного искусства, для которого трагическое и смешное, радость и гибель находятся в опасной близости и прорастают друг в друга – осталось.
Такая же захватывающая и непривычная близость этих двух начал пленяла нас в грузинском кинематографе. Помнится, какое впечатление произвела картина Тенгиза Абуладзе «Покаяние» в уже далекие годы перестройки, когда в беспросветной серой мути туннеля, которым мы привычно брели, вдруг забрезжил свет. Или намек на свет – так и не сбывшийся… Появление этой картины было сродни вспышке молнии в предгрозовом сгущенном воздухе – шок, ошеломление и внезапный глоток живительного озона…
Грузинские фильмы демонстрировались у нас и совсем недавно. Было видно, что делаются они в экономически стесненных условиях, при малой смете, но талант и честность остались прежними…
Любовь к жизни и чувство смертности
Но вернемся к театру. Наверно часть (надеюсь, не слишком малая) читателей либо видела по ТВ прогремевшие на весь мир постановки Роберта Стуруа, либо читала о них. Стуруа, разумеется, неповторим. Как всякий крупный художник. Но в его творчестве воплотились черты, свойственные грузинскому театральному искусству в целом. Сочетание изысканности, изощренного владения новейшими сценическими приемами с вызывающей простотой народного театрального зрелища.
- Грузины очень остро ощущают свою смертность. Поэтому мы стараемся прожить жизнь наиболее насыщенно. И любовь к жизни повышается от чувства своей смертности, - говорил Стуруа.
При таком мироощущении ставить Шекспира просто необходимо! «Ричарда Третьего» Театр им.Руставели возил в Англию – и британские театральные критики восторженно писали: «Эти грузины наконец показали нам, как сегодня надо играть Шекспира!» Ставил Стуруа и «Короля Лира», и «Бурю»…
Хроники и трагедии Шекспира, персонажи которых, образно говоря, постоянно разгуливают по тонкой дощечке над пропастью, где кипят страсти, восходят на трон и свергаются правители, для сегодняшней Грузии – наисовременнейшая драматургия.
И потому к нам привозят «Макбета»!
Cпектакль, возникший на руинах
Британцы избегают называть «Макбета» по имени. Предпочитают говорить эта пьеса. За 405 лет, прошедших с премьеры в театре “TheGlobe”, на пьесу о бравом шотландском полководце, которого три ведьмы спровоцировали на государственный переворот, налипло столько мистики! Считается, что в театре, который ее ставит, непременно случится какая-нибудь неприятность. И ведь случается! Летом 1999 года у нас, в руинах Раквереского замка, эту пьесу ставил Айн Проса. В массовых сценах участвовали солдаты. Несколько получили травмы, а один даже сломал ногу…
В Тбилисском театре музыки и драмы несчастье случилось задолго до постановки «Макбета». Он был разрушен пожаром так, что от сцены и зрительного зала сохранились только обгоревшие элементы конструкции, и представления происходят сейчас там, где раньше было фойе. Но театр оказался в состоянии оборудовать там современную машинерию и светоаппаратуру.
Сразу скажу, что видел спектакль в записи, которая по определению не может передать его во всей красе – и теперь нетерпеливо жду возможности увидеть его воочию. Чтобы догадаться о том, насколько это захватывающее зрелище, видео вполне достаточно!
Сидящие на жердочке три ведьмы (одна из них – бородатый мужчина) могут быть и мистическими пузырями земли, и просто базарными сплетницами (вот оно – сближение высокого и низкого). Потом мужчина спрыгивает вниз – и превращается в гонца с поля боя…
Любовь и политика – две вещи несовместные?
Макбет (Торнике Гогричиани), статный красавец, которому в жизни все дается легко, молод, полон энергии и страстно влюблен в свою жену. И умопомрачительно прекрасная Леди Макбет (Нана Калатозишвили) отвечает ему горячей взаимностью. Кажется, это первая виденная мною постановка «Макбета», в которой любви уделялось бы так много места! Обычно Леди предстает перед нами немолодой стервой, у которой женское начало атрофировалось, осталось только неуемное честолюбие, желание примерить единственный головной убор, которого нет в ее гардеробе – корону. Здесь не так. Молода, прекрасна и эротична Леди Макбет, но и несчастная Леди Макдуф (Нана Бутхузи), которую вырежут вместе со всем семейством подручные нового короля, тоже юна и женственна; ребенка ее изображает кукла, но обреченная так нежно и заботливо обращается с этой куклой, что от знания того, что и дитя будет убито, - мороз по коже!
Политика – не только искусство возможного, но и искусство интриги, искусство ненависти. Казалось бы, где торжествует политика, там нет места любви? Оказывается, они могут сплестись – и дать на выходе ошеломляющие результаты! Леди Макбет не ослеплена любовью к мужу, скорее, она справедливо считает, что он, бесстрашный и победоносный полководец, достоин большего, нежели обязанность таскать каштаны из огня для седого и коварного тирана – короля Шотландии Дункана. Король (Александр Бегалишвили) вовсе не добродушный старец а ля Дед Мороз. Видно, что он науку интриги и ненависти постиг в совершенстве, но в последнее время слишком уж оборзел и способен даже оседлать кого-то из придворных, чтобы показать свою неограниченную власть. Но власть эта уже вырождается: наследник трона Малькольм – инвалид…
Текст Шекспира, все эти, по выражению Принца Датского, слова, слова, слова, заметно сокращен; действие разворачивается стремительно, и что не сказано словом, доскажут театральные метафоры. Когда Макбет, ставший королем,устраивает пир,стол поворачивается под углом 90 градусов к планшету сцены: мир перевернут! Помост встает дыбом и в финале, в сцене смерти супругов, которых любовь и честолюбие превратили в преступников и убийц.
Но все это лучше видеть своими глазами!