Европейская комиссия, оценив готовность Эстонии перейти на единую европейскую валюту, предложила присоединить страну к зоне евро с 2011 года, поскольку выполнены все требуемые Маастрихтские критерии. Получен первый серьезный сигнал о том, что с 1 января 2011 года Эстония будет осчастливлена единой европейской валютой.
Мнение. Эстония как агитпункт еврозоны
Осчастливлена или «осчастливлена»? Вопрос отнюдь не простой. Не хотелось бы, чтобы ответ на него зависел от тех или иных партийных (и прямо скажем предвыборных) интересов. Попробуем, насколько это возможно, объективно осветить три момента.
- В какой момент мы, т.е. Эстония, входим в зону ЕВРО.
- Почему еврозона заинтересована во вхождении в нее Эстонии.
- Что дает Эстонии вхождение в еврозону.
Европейский cоюз переживает тяжелые времена. Кризис весьма убедительно показал, что союз является конгломератом весьма резко отличающихся по своим параметрам и особенностям стран. Расширение Европейского союза за счет стран Восточной и Центральной Европы, возможно, с геополитических позиций было и оправдано, однако с экономических позиций было явно не до конца продумано.
Неслучайно сегодня многие весьма серьезные аналитики говорят о возможной кончине Европейского союза, или о расколе его на сильных и слабых игроков и формировании «клуба» Старой Европы. Кризис накрыл Европейский союз не только экономическими проблемами, но и обострил целый ряд политических. Зона единой европейской валюты, в которую сегодня входит 16 стран, учреждалась как свидетельство движения в сторону наибольшего сближения стран, входящих в ЕС, как претензия на формирование двухвалютной мировой системы, как доказательство уверенной конкуренции с США.
Сегодня курс евро катастрофически обваливается. Появляются почти официальные размышления о возможном выходе из зоны евро Германии. Великобритания твердо заявила о нежелании входить в эту зону.
И вот в это время Эстония рвется и, скорее всего, войдет в эту зону. Теперь становится понятным, что принятие Эстонии в еврозону нужно самой еврозоне и должно свидетельствовать:
а) об уверенности в долголетии самой еврозоны;
б) о правильности (поощрении) курса на жесткую бюджетную, очень сдержанную социальную и фискальную налоговую политику, о правильности и возможности выполнения vаастрихтских критериев;
с) об отсутствии предвзятого (дискриминационного) отношения к молодым членам Европейского союза из стран Восточной и Центральной Европы.
Эстония становится как бы агитпунктом еврозоны. Мне это почему-то напомнило о подобной роли Прибалтийских республик в Советском Союзе.
С экономической точки зрения необходимо сказать как о плюсах, так и о минусах вступления Эстонии в еврозону.
Начнем с возможных плюсов.
Первое.Девальвация кроны: теперь этой опасности не будет (если не случится девальвация евро). Второе. Стабильность валюты (по мнению активных сторонников евро) будет способствовать росту иностранных инвестиций в Эстонию. Третье. В чисто бытовом плане уходит проблема обмена валюты, по крайней мере, при поездках в страны зоны евро. Четвертое. Ожидается определенный рост спроса на недвижимость, что может стимулировать позитивный сдвиг в экономике страны в целом.
Вот, пожалуй, и все плюсы. Кстати, ожидаемые, но не гарантированные.
О каких минусах можно говорить? Прежде всего неизбежен рост цен. Причем в первую очередь на товары и продукты сектора низких цен, товары потребления малоимущих слоев населения. Думаю, что следует ожидать не самых благоприятных изменений в налоговой политике. Дальнейшее ужесточение бюджетной политики, а значит, определенное давление на социальные программы. Вхождение в зону евро потребует участия в формировании стабилизационного (как бы он ни назывался) фонда еврозоны. Фонда, который предназначен для оказания помощи странам, оказавшимся в условиях? подобных Греции, Португалии, Испании, Италии. По оценкам ряда эстонских экономистов одноразовые затраты, связанные с вхождением в зону ЕВРО, составят от 14 до 20 млрд крон.
Свои размышления о евроизации Эстонии я закончил бы словами из популярной песни «Думайте сами, решайте сами» – стоит ли входить в экстаз от грядущего появления у нас евро.