Редактор дня
(+372) 666 2304
Cообщи

Под созвездием Шопена

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Нижегородец Арсений Ланин, занявший первое место в младшей группе, отлично владеет приемом tempo rubato.
Нижегородец Арсений Ланин, занявший первое место в младшей группе, отлично владеет приемом tempo rubato. Фото: Сергей Дроздик / Шопеновский конкурс

Традиционным гала-концертом лауреатов в столичном концертном зале «Эстония» 9 февраля завершился прошедший в Нарве Х Международный Шопеновский конкурс.

Заключительный аккорд состязания юных пианистов получился ярким и впечатляющим – и по атмосфере, царившей в зале, до отказа заполненном публикой, и по интернациональному составу участников, представлявших 13 стран, включая Россию, Польшу, Белоруссию, Литву, Китай, Азербайджан и Армению. А главное – нынешний гала-концерт отличался чрезвычайно высоким уровнем юных исполнителей. Это был концерт, достойный украсить афишу любого крупного международного соревнования. Он в очередной раз подтвердил высокое реноме нарвского конкурса, за 15 лет существования ставшего визитной карточкой города.

Праздник музыки «поэта фортепиано» открывало выступление лауреатов в младшей возрастной группе (до 12 лет), и, право, трудно было не поддаться очарованию этих совсем еще маленьких мальчиков и девочек, чья игра отличалась непосредственностью, свежестью чувств и искренней увлеченностью музыкой. Илья Папоян (Россия), Лейла Зейналова (Азербайджан), Дарья Кравцова (Россия) стали лауреатами третьей и второй премий, а Арсений Ланин из Нижнего Новгорода – победителем.

Мастер tempo rubato

Этот 11-летний мальчик с удивительной в его возрасте глубиной и проникновенностью исполнил ми-минорную прелюдию Шопена и с подлинным блеском – его же «Болеро», показав хорошую технику и владение tempo rubato (варьирование темпа, отклоняющееся от заданной композитором нотации). Несмотря на нежный возраст, Арсения можно назвать опытным конкурсным бойцом: на его счету десяток соревнований местного и республиканского уровня. О нарвском конкурсе он узнал из Интернета: «Мы его нашли с мамой, рассказали о нем учительнице и вместе начали готовиться к конкурсу, учить программу... Я очень люблю Шопена, с удовольствием и слушаю, и сам играю его произведения». На вопрос, что его больше всего привлекает в музыке Шопена, Арсений ответил: «Искренность и лирика». А на каверзный вопрос по поводу tempo rubato заметил, что «tempo rubato выбирается в зависимости от характера тональности, гармонии и многих других факторов».

Нетрудно догадаться, что Арсений – круглый отличник и в музыкальной, и в общеобразовательной школе, очень любит русскую литературу – Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Тургенева, Чехова. Впрочем, «ботаником» его вряд ли назовешь: в круг интересов Арсения входят футбол и фигурное катание, шахматы и шашки, а его любимая телепередача – «Что? Где? Когда?» В будущем Арсений видит себя концертирующим пианистом. «Или, может, профессором какой-то консерватории», – скромно прибавил он.

Польская победа

Всего в конкурсе приняли участие 59 человек, из них 27 входили в младшую возрастную группу (до 12 лет). Средняя возрастная группа (13-15 лет) оказалась немногочисленной (14 человек), но в ней был явный лидер – талантливый Александр Болотин, ученик знаменитого петербургского педагога Александра Сандлера. Его исполнение ля-минорной мазурки и «Блестящих вариаций» Шопена отличалось и виртуозностью, и продуманностью, и изяществом. Александр Болотин занял первое место.

Самую сложную задачу при распределении мест между финалистами задала старшая группа (16-18 лет). Судя по выступлению всех четырех финалистов на гала-концерте, каждый из них владеет необходимым арсеналом технических и художественных средств, чтобы стать настоящим музыкантом. Специального диплома и сольного концерта в варшавском музее Фредерика Шопена был удостоен Михаил Валодзин (Белоруссия), превосходно исполнивший сложнейшую фа-минорную Балладу Шопена. Третью премию получил воспитанник музыкального колледжа при Московской консерватории Константин Хачикян (Россия), вторую – Илья Домнинс (Латвия), еще один ученик Сандлера. Первую премию не присудили никому, зато главный приз конкурса – Гран-при и денежная премия – нашел своего героя: им стал поляк Адам Миколай Гождзевский.

Приятно отметить, что все лауреаты достойно выдержали экзамен, уверенно исполнив вместе с Нарвским симфоническим оркестром п/у Анатолия Щуры части из фа-минорного и ми-минорного концертов Шопена. Безусловно, игра каждого отличалась собственной манерой, большей или меньшей свободой прочтения сочинений «барда, рапсода, духа» фортепиано, и стала своеобразной данью любви Фредерику Шопену.

***
Комментарий
Лаури Вяйнмаа, председатель жюри, пианист, доцент Эстонской академии музыки и театра:

– Я очень доволен и общим высоким уровнем конкурса, и его результатами. Юбилейный конкурс стал самым сильным из всех. Мне доставило большое удовольствие слушать всех маленьких пианистов, особенно лауреатов первой премии Арсения Ланина в младшей группе и Александра Болотина в средней группе. Это необыкновенно одаренные ребята, у них есть все данные, чтобы стать блестящими музыкантами. Что касается старшей группы, те, кто прошел в финал, – уже сейчас личности, а лет через пять будет ясно, сумели ли они стать подлинными художниками, артистами... К сожалению, в этот раз до финала не дошли наши пианисты, хотя учащиеся из музыкальной школы Нарвы выступили очень достойно.

Международное жюри в составе Теппо Койвисто из Академии Сибелиуса, польской пианистки Анны-Марии Станчик, Юлиуса Андреяса из Литвы и Юлии Тишкиной из России работало дружно: никаких разногласий не было. Решения принимались по совокупности впечатлений от трех туров. В программе конкурса, кроме сочинений Шопена, есть и полифония, и классическая соната, и современная музыка. У нас была возможность отметить специальными призами несколько человек – например, за лучшее исполнение современной музыки. Мне лично запомнилось великолепное исполнение Константином Хачикяном последней, 32-й сонаты Бетховена. А во втором туре меня восхитил Адам Миколай Гождзевский, который прекрасно сыграл Скерцо №1 и Мазурки Шопена. Он необыкновенно тонко чувствует стиль Шопена, и он – действительно артист. Как член жюри и пианист я считаю, что ближе всех к пониманию музыки и самого духа Шопена был Адам Миколай Гождзевский, поэтому он и получил Гран-при.

Комментарии
Наверх