Социум. Одноклассник – террорист

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Директор гимназии Татьяна Лютер, переживает, ведь бесконтрольное поведение Славика опасно и для окружающих, и для него самого.
Директор гимназии Татьяна Лютер, переживает, ведь бесконтрольное поведение Славика опасно и для окружающих, и для него самого. Фото: Сергей Трофимов

Одиннадцатилетний мальчик на уроках швыряется партами, бросается на одноклассников с молотком и балансирует на карнизе. Опасающиеся за его безопасность и жизнь других детей учителя обратились за помощью в полицию, но родители маленького дебошира уверены, что к их сыну просто не пытаются найти подход.

В пятницу, 21 мая, учителям Мустамяэской гуманитарной гимназии чудом удалось избежать трагедии. В кабинет социального педагога Татьяны Романенко прибежала пятиклассница с просьбой прийти в кабинет английского. «Опять Славик!» – без лишних объяснений, сказала девочка (имена детей в статье изменены). Учительница поспешила на четвертый этаж. Поднимаясь по лестнице, она услышала детские крики. «Я испугалась, – вспоминает она. – Если раньше у Славика случались вспышки гнева, он просто выбегал из класса во время урока.  Но тут происходило что-то из ряда вон выходящее».

Поднявшись на этаж, где у пятиклассников шел урок английского языка, социальный педагог увидела, как из двери кабинета вылетел стул, а вслед за ним выбежал разъяренный Славик. На шум из соседних кабинетов стали выходить другие учителя.

«Потом Славик забежал обратно в класс, – рассказывает Романенко. – Он поднял стул с железными ножками. Я подошла к нему и спокойно попросила поставить стул на место». – «Остановись! Все будет хорошо, хочешь – отправлю тебя домой». Тогда мальчик бросил стул на пол и поднял в воздух школьную парту. Социальному педагогу все же удалось уговорить мальчика поставить парту на место и увести его в свой кабинет.

Последняя капля

Причиной разгрома кабинета английского языка стала игровая приставка PSP, которую Славик взял у одноклассника Максима, но вернул с трещиной на экране. Максим захныкал: «Кто будет чинить?» Его еле спасли от разъяренного одноклассника. Чтобы Славик не мог до него добраться, учителя спрятали мальчика в соседнем классе.

После этого инцидента, заявление в полицию написали и отец Максима, и руководство гимназии. «Для нас это была последняя капля», – объясняет директор школы Татьяна Лютер. Она рассказывает, что проблемы со Славиком начались с первого класса: то вещью какой-нибудь в окружающих швырнет, то из-за плохой оценки в клочья порвет тетрадку. «Много слез пролила из-за него и учительница начальных классов, – рассказывает директор. – У нее и синяки были на руках. Ведь мальчик может начать драться не только с одноклассником, но и с учителем».

Внешне Славик – обыкновенный пятиклашка, но во время вспышек ярости становится неуправляем – никого не видит и не слышит. Учителя для него не авторитет. То, что он болен психически, родители отрицают. Говорят, что обращались к специалистам, но никаких отклонений у сына не найдено.

Беседы педагогов с родителями Славика ни к чему не приводят. Позиция родителей: вы профессионалы, неужели не можете справиться с маленьким мальчиком?!

С молотком на одноклассника

Погром в кабинете английского стал завершением школьного дня, но еще на втором уроке свидетелем неадекватного поведения мальчика стал учитель труда.

«Я прикрыл грудью одноклассника Славика, когда он бросился на него с молотком, а потом схватил ножовку», – рассказывает учитель труда Борис Пучков. По словам Пучкова, все произошло мгновенно. «Хорошо, что я оказался рядом», – добавляет учитель.

Позже оказалось, что бесчинствовал Славик с начала недели. В понедельник, 17 мая, на уроке физкультуры в спортивном зале дети играли в хоккей пластмассовыми клюшками. Славик пропустил шайбу. Он разозлился и начал колотить клюшкой одноклассника по спине. Когда учитель физкультуры попытался остановить мальчика, досталось и ему. По рассказам педагогов, затем  Славик выбежал на улицу и стал пинать припаркованные в школьном дворе машины. Это зафиксировала видеокамера во дворе школы. Потом Славик, по словам директора, залез на карниз за окном танцевального класса. «Хорошо, что это первый этаж», – вздыхает Лютер.

Школа бессильна, родители не видят проблемы

Единственный выход для учителей – звонок родителям с просьбой забрать Славика домой. Но в последнее время и это не всегда срабатывает. «Когда 21 мая я попросила отца забрать ребенка, он не захотел ехать в школу. Я была вынуждена пригрозить, что вызову скорую помощь», – рассказывает социальный педагог. Отец все же приехал в школу, но учителя, свидетели погрома в кабинете английского языка, вспоминают, что первый вопрос родителя был: «Чем же вы его так достали?».

«Мы объясняли родителям, что такое поведение ребенка опасно и для окружающих, и для него самого, – говорит Татьяна Лютер. – В конце прошлого учебного года, впрочем, как и этого, мы были вынуждены уговорить родителей Славика отправить сына досрочно на летние каникулы». При этом педагоги отмечают, что Славик – очень способный мальчик.

Он хороший мальчик, пока его не «заклинит»

Cоциальный педагог и директор уверены, что Славик и сам жертва своего темперамента. Отец Максима, Евгений, тоже жалеет мальчика: «Он хороший парень, пока его не заклинит. Педагоги отмечают, что часто вспышки агрессии у Славика случаются по понедельникам, когда мальчик приходит в школу после выходных. Может, причина кроется дома?

«То, что произошло в школе на уроке английского, – ужасно. Кто-то мог получить серьезную травму или даже погибнуть, но это частное дело, в котором мы будем разбираться, – объяснил Евгений нашей газете. – Но мне стало страшно после общения с полицией. Мне сказали, что у них практически нет методов воздействия на подобных детей до момента, пока не произойдет трагедия».

Наказать ребенка моложе 14 лет полиция не имеет права. Специализированную помощь навязать родителям ребенка, опасного для себя и окружающих, тоже нельзя. «В полиции мне сказали, что шум в подобных случаях должны поднимать родители одноклассников, пресса. Поэтому я обратился в газету», – объясняет встревоженный отец.

Психиатр Таллиннской детской больницы Пирет Виснапуу говорит, что дети с повышенной агрессивностью, которая порой полностью выходит из-под контроля, были и остаются большой проблемой. Справиться с ней можно лишь в том случае, если специалисты и родители будут работать вместе. Агрессивность может вызвать как недостаток внимания со стороны родителей, так и агрессивное поведение взрослых членов семьи по отношению к окружающим или к самому ребенку. Изоляция агрессивных детей от сверстников не является решением проблемы.  

Отец Славика: «Он не ангел, но я его понимаю»

– Вы не видите проблемы в том, что ваш сын ударил клюшкой одноклассника на уроке физкультуры?

– В основном, конфликты происходят либо на физкультуре, либо на уроке английского. Может, неправильно ведут себя сами учителя? Более того, чаще всего жалобы на моего сына поступают от социального педагога. У нас с ней давний конфликт, поэтому мой ребенок ее вообще не воспринимает.

– На поведение Славика жалуются и другие учителя. Недавно свидетелем агрессии вашего сына стал учитель труда.

Не знаете предыстории: одноклассник Славика на уроке молотком размазал муху по столу, а потом вытер молоток о штаны моего сына. Он пожаловался преподавателю, но, по его словам, тот не отреагировал. Тот мальчик начал угрожать Славику, что за ябедничество побьет его после школы. У моего сына была защитная реакция.

– На уроке английского языка Славик швырял стулья и парты в учителей и одноклассников, вы оправдываете сына и в этом случае?

Одноклассник пристал к моему сыну со сломанной игрушкой, которую, как Славик уверяет, он не ломал. Сначала сын швырнул в надоедливого мальчика ручкой и попросил отстать от него, но мальчик продолжал доставать Славика, и вот тогда он вспыхнул. Я его понимаю: когда человек один раз тебя не понимает, второй, третий – терпению приходит конец. Не говорю, что мой ребенок ангел, бывает и он виноват, но дети есть дети. Есть у него особенность характера – он выходит из себя внезапно. Чтобы избежать подобных инцидентов, учителя должны следить за поведением и других детей. Повышать общий моральный фон в классе, а не валить все шишки на моего сына.

– С чем связаны вспышки гнева у вашего ребенка?

Мы обращались к двум разным психоаналитикам, они сказали, что у мальчика расшатана нервная система – ее надо укреплять. Советовали отдать его в спорт, после чего мы записали ребенка в клуб подводного плавания. Специалисты говорят, с годами агрессивное поведение должно пройти, когда нервная система окрепнет. И меня одноклассники выводили из себя, но когда я учился в школе, даже самые отъявленные хулиганы на уроках вели себя прилично: дисциплина в школе была. А сейчас педагоги сами довели ситуацию до того, что дети, грубо говоря, чихают на них. И законы такие, что ребенка пальцем тронуть нельзя, отсюда и детская разболтанность. То, что моего сына досрочно отправили на летние каникулы, я воспринимаю как знак того, что учителя не хотят углубляться в проблему. Им хочется, чтобы в школе все было тихо и спокойно.

– Кидаясь стульями, ваш ребенок подвергал опасности одноклассников, с этим вы согласны? Говорят, его побаиваются и одноклассники, и учителя.

– Зачем дети, когда Славик кинул стул, начали смеяться и записывать происходящее на камеры мобильных телефонов, тем самым еще больше разозлив моего сына? Лично видел эти записи. Вам такое понравилось бы?!

– За погром кабинета английского языка вы наказали ребенка?

Да.

 В чем это выражалось?

Не важно!

– Разъяснительная беседа?

Тоже была. Я объяснил сыну, что так агрессивно вести себя нельзя. Он понимает, но не умеет сдержаться.

– Своим поведением Славик подвергает опасности и себя, например, бегая по карнизу.

Я этого не видел. Если слушать приукрашенные истории социального педагога, то можно подумать, что в школе война, одноклассники запуганы, вот-вот дело дойдет до смертоубийства. Почему же с ребятами в спортивном клубе и во дворе конфликтов у Славика нет?

(По словам тренера Славика по подводному плаванию Татьяны Икканен, в спортивный клуб мальчик ходит уже два года, агрессии по отношению к сверстникам тренер не замечала: «Он ездил с нами и в спортивные лагеря, проблем с поведением не было». – С.К.).

– Если проблема упирается в конфликт с педагогами – не думаете сменить школу?

– Славику нравится эта школа. Хотя после таких конфликтов, думаю, школу лучше сменить на другую. Но уверен, что в спецшколе моему сыну делать нечего.

– Как вы относитесь к тому, что отец одноклассника Славика и учителя подали заявления в полицию?

– Ради бога, пускай полиция разбирается. Меня пока не вызывали. Но пусть они выясняют первопричину конфликта, наказать надо и виновников.

– Вы считаете, что агрессию вашего сына можно оправдать провокационным поведением одноклассников?

– Почему нет? Ели учителя не принимают меры, если другой ребенок не понимает, как себя вести... Почему это не оправдывает моего ребенка? Ну да, он слишком бурно выражает свое недовольство, но это состояние аффекта.

Родители мальчика уверяют, что дома Славик ведет себя хорошо. Приглядывает за двухгодовалой сестренкой, помогает по дому. «Если у него возникают вспышки ярости, – рассказывает отец, – он просто уходит побыть в одиночестве. А в школе педагогам это не нравится. Дескать, не положено во время урока выходить из класса, а это избавило бы всех от многих проблем».

Комментарий полиции:

Пресс-секретарь Пыхьяской префектуры полиции Александра Солнцева:

– Полиция получила два заявления, от родителя одного из учеников и от самой Мустамяэской гуманитарной гимназии, о том, что 21 мая учащийся этой школы, 11-летний мальчик, кидал разные предметы в сторону учеников и учителей. Обстоятельства произошедшего выясняются. 

Лицо моложе 14 лет является недееспособным, что означает, что в случае какого-либо правонарушения его невозможно привлечь к ответственности. Когда в такой ситуации ребенок преступает закон, его можно направить в Комиссию по делам несовершеннолетних, которая, в свою очередь, в зависимости от обстоятельств, решает, какие меры необходимо принять в каждом конкретном случае.

По словам главного эксперта Эстонского центра по работе с молодежью Хелен Керемяэ, для перевода подростка в спецшколу необходимо решение суда.

Наверх