У Калласа сработал инстинкт самосохранения?

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Отказавшись от возможности занять пост премьер-министра, Сийм Каллас спешно отбыл – многим показалось, что бежал, – в Брюссель. И судя по всему, в ближайшее время возвращаться не собирается.
Отказавшись от возможности занять пост премьер-министра, Сийм Каллас спешно отбыл – многим показалось, что бежал, – в Брюссель. И судя по всему, в ближайшее время возвращаться не собирается. Фото: Эрик Прозес

Отказ сформировать новое правительство Сийм Каллас мотивировал нападками на него в СМИ. Выглядит правдоподобно. Но неужели стреляный политический воробей вдруг стал таким чувствительным к тому, что о нем говорят и пишут?

Подобная мотивировка, если вдуматься, не на пользу репутации Калласа. Как политика, так и человека. Если про вас распускают чудовищные лживые слухи, вы потребуете у клеветника сатисфакции. В крайнем случае набьете ему морду. Но от своей цели не отступитесь. Но если в самом деле нет дыма без огня и хотя бы половина сказанного – правда, лучше уйти в тень.

Но, возможно, причины отказа глубже и… больше связаны с конкретной политической ситуацией.

Султан на перепутье

Партия реформ оказалась в положении человека, от которого требуют, чтобы он без промедления вступил в брак, причем выбор невест ограничен двумя особями. Хулиганка и потаскуха. При такой альтернативе лучше всего последовать совету, который давал в «Кавказской пленнице» персонаж Юрия Никулина: «Если б я был султан, был бы холостой!». Но в нашем случае «султану» никак нельзя оставаться холостым – тогда ему не быть султаном. Чтобы сформировать правительство, реформистам надо заключить коалицию либо с IRL, либо с соцдемами. О «техническом правительстве», правительстве меньшинства, вся задача которого – довести государственный корабль до парламентских выборов 2015 года, не слишком часто ударяя его о рифы, сегодня речи нет. Хотя такой опыт имеется.

IRL в коалиции последнее время вела себя на манер кукушонка, которого подбросили в чужое гнездо, и он старается выбросить из него других птенцов. Ее разногласия с Реформой становились все заметнее, а манера действий – все агрессивнее. IRL обрела харизматичного и влиятельного политикана-демагога, который очень нравится наиболее маргинализированной и люмпенизированной части национал-озабоченного электората, Ээрика-Нийлеса Кросса. Но его поклонники – только часть спектра, на который рассчитывает СОР – Союз Отечества и Республики (вот уж действительно замечательная аббревиатура: русским избирателям сразу ясно, с кем имеем дело).

Кросс играет на том же поле, на котором пасутся крайние националисты Марта Хельме, но для обывателя-маргинала энергичный и безбашенный Кросс интереснее нудного Хельме. Однако у IRL есть и другие персоны, молодые и на первый взгляд респектабельные карьеристы, пришедшие с Res Publica. Они-то как раз и сработали в стиле кукушонка. Их лидеру Урмасу Рейнсалу кажется, что Реформа уже выпала из гнезда: Партия реформ утратила доверие и поэтому больше не может управлять Эстонией, безапелляционно утверждает он.

Кажется, торопится. Хотя любопытно было бы увидеть такую экзотическую, в лучших традициях театра политического абсурда, правительственную коалицию: IRL и соцдемы. (А иного расклада, если считать, что IRL хочет править, но не хочет в компании с Реформой, не может быть.)

Но пока что Реформа продолжает пытаться склеить сожительство с соцдемами. Эта партия готова на любую коалицию, лишь бы оказаться у кормила (зачеркнуто) у кормушки. Недаром отдельные соцдемы уже кричат, что досрочные выборы не нужны – коктейль, сбитый предводителем соцдемов г-ном Миксером, во время осенних муниципальных выборов оказался на поверку жуткой тошниловкой, и соцдемы, стремившиеся управлять Таллинном в компании с Реформой и IRL, пролетели как фанера над Парижем. Понятно, что если досрочные выборы состоятся в мае этого года, результат соцдемов окажется плачевным.

Неубедительный Рыйвас

Если их все же возьмут в правительство, соцдемы будут пользоваться всеми бонусами, которые дает пребывание во власти, а сами время от времени предлагать на рассмотрение правительства и парламента привлекательные с виду, но невыполнимые (причем сами соцдемы это знают) социальные программы. И наскребут сколько-то там голосов наивных людей, готовых поверить, что эта партия в самом деле радеет о народе.

Правда, один из вероятных кандидатов в премьеры от Реформы, министр социальных дел Таави Рыйвас, перехватил инициативу и сам заявил, что среди приоритетов партии – повышение детских пособий. Так что же он, орел наш, не повысил их до сих пор? Это же его епархия.

Отказ Калласа, конечно, поставил его партию в трудное положение. Рыйвас – премьер? Как-то неубедительно это выглядит! Но что поделать: среди нынешней реформистской верхушки ярких личностей практически нет, самая яркая – Рейн Ланг, но в отрицательном смысле. Есть, правда, министр иностранных дел Урмас Паэт, но если его оторвать от МИДа, то кем заменить? А он как-никак в Европе прилично смотрится. И даже посмел в беседе с леди Эштон отойти от обычного для Запада толкования событий на Майдане.

Итак, у Сийма Калласа сработал инстинкт самосохранения. Отчасти оттого, что неприятно, когда тебя поливают грязью – причем такие люди, у которых полным-полно скелетов в шкафу. Отчасти потому, что какой разумный человек поднимется на капитанский мостик судна, которое прежний капитан все время бил о скалы, команда неспокойна, в трюме течь и помпы не успевают откачивать воду, к тому же от борта постоянно отваливают шлюпки с молодыми энергичными людьми, ищущими лучшей доли где-то на чужбине!

В принципе наилучший выход – новые парламентские выборы. За них – вероятность того, что к власти может прийти более разумное, социально ориентированное и понимающее свою ответственность перед народом правительство. Правда, обстановка сейчас не самая подходящая. Из-за украинских событий многие политические и общественные деятели находятся в параноидальном помрачении рассудка, призывая ввести в Нарву войска НАТО. Но Нарва – не Крым, и вообще ей нужны не белозубые темнокожие джи-ай на улицах города, а восстановление разрушенного производства, открытие новых рабочих мест. Чтобы понять это, достаточно быть нормальным человеком. Но и отдельные политики, и отдельные «исследователи» не хотят быть таковыми. А паранойя заразительна, она может настичь часть электората…

Наверх