Cообщи

Не только о погоде

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Фото статьи
Фото: архив

Когда наши политики рассказывают нам, какая отличная у нас система здравоохранения, на каком очередном небывалом подъеме находится экономика, насколько развито образование и до чего хорошо во всех отношениях нам живется, сразу начинаешь недоумевать: а чего народ-то бежит? И лечиться бежит, и учиться, и работать.

На самом деле в Эстонии нельзя исправить только климат. Но и он не столь ужасен, как об этом принято говорить: есть на земле места куда гаже. А у нас случаются и зимы теплые, и весны ранние, и летом бывает жарко. Но в любом случае, погода – единственное, на что мы влиять не в состоянии, а все остальное, казалось бы, в наших руках. Если, конечно, мы не приделаем этим рукам ноги.

Там, где нас нет

Нет, в принципе я за свободное передвижение по земному шару и сама очень люблю путешествовать. Но в последнее время, как бы ни было принято говорить о патриотизме – особенно в странах, обретших (или вернувших) независимость сравнительно недавно – многие их жители почему-то стремятся покинуть любимую родину. И уже настолько заполонили собой, например, Великобританию, что та всерьез намерена обороняться, а Швейцария – так уже и оборонилась, ограничив въезд иммигрантов. Стонет Франция, рыдает Германия, хотя вещать об этом с высоких трибун не принято.

А почему обороняются, стонут и рыдают? Потому что если в каком-то месте хорошо, то туда, на готовенькое, стремится приехать масса народа, а хорошего, как известно, на всех не хватает. И постепенно в райских уголках становится хуже, что порождает и недовольство вообще, и ксенофобию в частности: ишь, понаехали и понапортили! И рациональное зерно в этом есть, даже если хуже стало и по другим причинам тоже.

В стародавние времена, когда о патриотизме говорили меньше, а делали для родных мест больше, люди в основном жили по принципу «где родился, там и сгодился». Дома строили на века, в расчете на потомков, бизнес основывали, прикидывая, что хорошо, если внуки раскрутятся, и старались улучшить быт здесь и сейчас, а не неслись сломя голову за тридевять земель – туда, где все уже хорошо. Доходило до абсурда: после извержений вулканов упрямые патриоты возвращались на пепелище и снова отстраивали жилье на тех же опасных склонах...

В старину люди уезжали, как правило, осваивать новые земли – кто Америку, кто Австралию, а кто и Сибирь. И пускали корни там, действуя по прежней схеме: здесь наш дом, будем его обустраивать. Если бы этот принцип сохранился, то, наверное, уголков планеты, в которых «все хорошо», было бы больше.

Здесь, где мы есть

Наших кочующих современников из разных стран вполне можно понять. Если жизнь на родине тебя категорически не устраивает и твоя оценка отечественных экономики, здравоохранения, образования и т.д. резко расходится с оценкой правительства, есть два выхода: уезжать или рваться в правительство самому и биться за то, чтобы ситуация изменилась к лучшему. Казалось бы, второе разумнее, но вот незадача: как только человек оказывается у кормила власти, его взгляд на действительность резко меняется.

«И что это я раньше недоволен-то был? – недоумевает такой человек. – И правда, платят хорошо, детей можно отправить учиться за границу, если аппендицит прихватит – быстренько смотаться в Хельсинки, а если, не приведи господь, что-то посерьезнее, то и в Германию». И даже климат ему уже не так мешает, поскольку для чего-то (и для кого-то) придумали же Ниццу, Марбелью или Санторини! Поэтому человек у власти, тот, который действительно мог бы что-то изменить к лучшему, остается дома, а другие по-прежнему уезжают.

Разрешите помечтать? Спасибо, мечтаю. Вот было бы здорово, если бы наших чиновников высшего звена и прочих слуг народных вдруг сделали невыездными! И не просто невыездными, а запретили бы им делать все то, что не имеет возможности делать абсолютно любой житель государства. Рулишь Эстонией? Тогда лечись в Эстонии, учи детей в Эстонии, одевайся в Эстонии, держи все средства в Эстонии, отдыхай в Эстонии, получай среднюю эстонскую зарплату и эстонскую пенсию, а если кричишь на каждом шагу о том, что все эстонское – лучшее, то и обои клей эстонские, и продукты покупай только местные: скажи нет омарам и сухому вину. И единственный твой шанс побывать за рубежом – провести летний отпуск за сбором клубники или разделкой рыбы в одной из братских стран, чтобы заработать на оплату отопления зимой.

И тогда, может быть, те, кто не хочет так жить, не шли бы во власть, а те, кто туда идет, стремились бы приносить настоящую пользу. Потому что высокомерные поучения и рассказы о том, что жить стало лучше и веселее, а благосостояние трудящихся растет, надоели. И судя по тому, как молодежь голосует ногами, не только старшим поколениям. А что касается климата, то намного важнее климат политический и социальный.

Ключевые слова

Наверх