Бремя многонациональности
Что Путин может предложить, чтобы исправить то, что он назвал величайшей трагедией XX века? Он получил Южную Осетию, Абхазию и, похоже, Крым. Но и улитка быстрее двигается к цели. Даже если Путин захватил бы весь Юго-Восточный Кавказ, это не помогло бы.
Доля русских в населении страны уменьшается, владение русским языком ухудшается, поскольку население регионов компактного проживания других национальностей все больше получает образование на своем родном языке, а языком международного общения считает английский. Россия просто больше не привлекает никого, кроме китайцев и выходцев из Центральной Азии.
И cамое последнее, в чем нуждается Россия при построении современного национального государства, это взваливать на себя новые регионы со смешанным населением, будь то части Кавказа или Украины. Ей бы нужно, напротив, укреплять ядро, избавляясь от таких отличающихся от него по национальному составу регионов, как Татарстан. Но для того, чтобы позволить «колониям» идти своим путем, нужно иметь государственный ум де Голля.
Другой сценарий – другая тактика
Нынешняя политика России толкает ее к еще более глубокому краху, чем тот, который в свое время постиг Советский Союз, краху не только политическому и экономическому, но и общественному, и демографическому. Пытаясь скорее противопоставлять себя принципам, которые ведут к западному благосостоянию, чем следовать им, Россия сама делает из себя проигравшую. Но превращение ее в проигравшую крупную державу не означает победу для Запада. Мы тоже проиграем. Поэтому мы должны, насколько можем, помочь России изменить курс.