Cообщи

Больше половины таллиннских могил остались бесхозными

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Раньше такие таблички появлялись только у совсем старых могил. Сегодня их устанавливают и на месте более свежих, но выглядящих заброшенными захоронений.
Раньше такие таблички появлялись только у совсем старых могил. Сегодня их устанавливают и на месте более свежих, но выглядящих заброшенными захоронений. Фото: Тоомас Хуйк

Из более чем 128 тысяч могил на таллиннских кладбищах договоры аренды заключены меньше чем на половину. Остальные со временем могут получить и других хозяев, и других «жильцов».

О том, что всем, чьи родные и близкие похоронены на таллиннских кладбищах, нужно подписать договор об использовании мест захоронений, столичные кладбища сообщили еще в июне 2011 года. Тогда говорилось, что обратиться в кладбищенские конторы нужно в течение двух лет. Тут же возникли вопросы, а что же будет, если родственники не найдутся вовремя? За годы независимости из Эстонии уехали тысячи людей. А могилы их близких остались. Впрочем, как выяснилось позже, не только это создало трудности в оформлении права пользования могилами.

Тут будут лежать другие

Отведенные на оформление договоров два года прошли. По идее, уже сегодня муниципальное предприятие Tallinna Kalmistud должны были бы рапортовать, что кампания по перерегистрации захоронений завершена и большая часть могил взята в аренду с соответствующим договором. Как бы не так! Согласно данным «Таллиннских кладбищ», в общей сложности на всех столичных кладбищах имеется 128 788 захоронений. По состоянию на 4 марта 2014 года новыми договорами были охвачены 57 465 из них. В конторах кладбищ было оформлено 51 495 договоров, 5970 заявок подано электронным путем.

Если учесть, что на большую часть – 71 323 захоронения – до сих пор никто не претендует, можно сделать вывод, что люди либо уехали, либо у похороненного не осталось ни одного живого родственника, либо не все жители Эстонии, чьи близкие похоронены в Таллинне, в курсе, что такой договор нужно составить.

Чем это грозит? Когда мы обратились за разъяснениями в Tallinna Kalmistud и Департамент окружающей среды, которому кладбища подчиняются, нас прежде всего интересовало: как быстро на месте якобы бесхозной могилы может возникнуть новое захоронение?

Главный специалист отдела благоустройства и инвестиций департамента Ли Пярн посоветовала изучить постановление, согласно которому таллиннские кладбища производят так называемое актирование могил – это и есть передача погребения в новое пользование.

Из документа следует, что отдать могилу другим людям могут в двух случаях: если ее пользователь (человек, на чье имя заключен договор пользования) придет в кладбищенскую контору и напишет отказ от захоронения или если могила будет признана бесхозной.

С первым случаем все понятно: если могила больше не нужна, а с момента последнего погребения прошло 25 лет, то на этом месте можно заново хоронить. Место попадает в общий список и отдается в порядке, простите за выражение, живой очереди. У каждого кладбища имеется свой список, его предлагают тем, кто оформляет новое захоронение.

С бесхозными могилами все несколько сложнее. Каждый год в конце лета Таллинн создает специальную комиссию, которая инспектирует кладбища. По могиле всегда можно понять, ухаживает за ней кто-то или нет, бывают ли тут люди.

Рядом с кажущейся заброшенной могилой устанавливается специальная табличка, на которой указана дата проверки и решение о предварительном признании могилы бесхозной. Табличка сделана из устойчивого к влиянию погоды материала, а информация нанесена специальной краской. Это предупреждение простоит на могиле год (включая дату установки). Но если и после этого в контору кладбища лично, через государственный портал eesti.ee или инфозал Таллиннской мэрии никто не обратится, то место попадет в претенденты на новое захоронение.

За могилой нужно ухаживать

Поинтересовались мы и тем, что делать людям, которые из Эстонии уже уехали, а значит, ухаживать за могилой постоянно не могут, но и отказываться от нее не хотят.

Тут, как выяснилось, тоже есть выход. Каждое кладбище за дополнительную плату предлагает услуги по уходу за захоронением. Не нужно думать, что одного только договора хватит для того, чтобы могилу никто не тронул. Подписывая соглашение, «пользователь» берет на себя обязанность чистить участок от листьев, мусора, следить за тем, чтобы плиты и надгробные камни были целыми. Обязуется следить за тем, чтобы могила не стала вдруг безымянной – утащит какой-нибудь хулиган табличку с именем и поминай как звали.

Именно поэтому, можно прийти в контору кладбища и подписать дополнительный договор об уходе за могилой, выбрав из перечня необходимые услуги. Тарифы на такие услуги установлены отнюдь не заоблачные. А если учесть, что убирать листья, а тем более, например, менять песок на могиле нужно не каждый день, то забота о человеке после его кончины не грозит родственникам банкротством.

К примеру, привести могилу в нормальный вид после похорон, когда цветы завянут, венки распадутся, а могильный холм мало-помалу начнет оседать, – стоит 30 евро. Замена песка на могиле обойдется в 27 евро. А насыпать его первый раз – 24 евро. Отмыть могилу водой под давлением стоит 30 евро в час. Цена зависит и от количества могил на участке.

Возможны трудности, но они решаемы

Но не всё решается так легко. Расскажу собственную историю. Мой дед, Николай Каблуков, умер в марте 1977 года. Его могила находится на кладбище Siselinna, на той его половине, которая известна как кладбище Александра Невского. Мы за ней ухаживаем. Когда возникла необходимость подписать договор, мы пришли в тамошнюю контору и, ознакомившись с информацией из кладбищенских баз данных, узнали, что оформить документ ни на моего отца – сына похороненного, ни на меня, его внучку, нельзя.

В 1977 году могилу для деда оформлял его брат, которого теперь тоже нет в живых. По правилам наследования, могила моего деда Николая перешла в собственность того, кто хоронил дедова брата, то есть к его дочери. Однако жизнь сложилась так, что контакта с ней у нас не было много лет и мы были просто не в курсе, жива ли родственница, и если да, то где находится.

Работники кладбища предложили нам два варианта. Первый – подать ходатайство на право получения могилы в пользование: как члены семьи и прямые наследники мы могли на это претендовать. Однако для решения вопроса нужно было ждать три года: пока закончится срок регистрации и пройдет еще какое-то время, за которое никто другой не предъявит своих прав на дедову могилу. Второй вариант – разыскать родственницу.

Нам сильно повезло. В результате в конторе кладбища был написан отказ от права пользования могилой с разрешением передать ее нам, после чего договор был благополучно оформлен.

А вот и другая история. Читательница «ДД» отправилась в контору кладбища Метсакальмисту, на котором похоронены ее родители. Так случилось, что отец женщины когда-то занимал достаточно высокую государственную должность, поэтому был похоронен здесь, среди известных людей. Однако на кладбище дочери сказали, что подписать договор нельзя, поскольку участком владеет Министерство культуры, и оно решает, что делать с выделенным ему местом. В инфозале Таллиннской мэрии, куда женщина обратилась за разъяснениями, ей никто ничего толком ответить не смог. Пришлось идти в Минкульт и спрашивать, когда могилу родителей «заселят» другими деятелями культуры.

«Сегодня этот вопрос вроде бы решен. В Министерстве культуры мне сказали, что закрепить за собой участок я, конечно, не смогу, но пока за могилой ухаживают, ее никто не тронет. Мне выдали и письменную гарантию, – рассказала женщина. – Страшно, конечно, но я хочу верить, что нас не обманут и могилы не тронут хотя бы до тех пор, пока живы мы, наши дети, внуки и правнуки».

Без угрызений совести

И последнее. Более 71 000 таллиннских могил до сих пор формально остаются бесхозными. Время идет, а человек не живет вечно. Рано или поздно каждому из нас потребуется свое место на кладбище.

Кладбища инспектируют не просто так. Земля не резиновая. Старые и заброшенные могилы обязательно начнут отдавать во вторичное пользование. Если не хотите, чтобы на месте захоронения вашего близкого появилась новая могила, не тяните и обратитесь в кладбищенскую контору. Или зайдите в инфозал Таллиннской мэрии. Или оформите все через Интернет. Это занимает не больше получаса времени. Зато, возможно, избавит вас от угрызений совести в будущем.

Справка «ДД»:

Подробную информацию о кладбищах Таллинна можно получить и в Интернете:

Подписать договор пользования могилой возможно на сайте www.eesti.ee.

Адреса Таллиннских кладбищ, время работы и полезные ссылки ищите на www.kalmistud.ee.

Прейскурант услуг кладбищ можно найти здесь: www.kalmistud.ee/Prejskurant.

Кроме того, согласно новому коалиционному договору, в Эстонии может быть восстановлена выплата пособий на похороны. Правда, помогать материально новые власти планируют не всем, как до 2009 года, а только малоимущим семьям.

Наверх