Cообщи

Расшатывание устоев Кавказа приближает конец света

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Зелимхан Оздоев: Можно много говорить о характерных признаках кавказского менталитета.
Зелимхан Оздоев: Можно много говорить о характерных признаках кавказского менталитета. Фото: Андрей Бабин

Расшатывание устоев Кавказа приближает конец света, считает создатель и руководитель ингушской общественной организации «Кавказский центр поддержки молодежных инициатив», депутат Народного собрания Зелимхан Оздоев, с которым корреспонденту ДД довелось побеседовать во время странствий по Ингушетии и Чечне.

– Зелимхан Идрисович, многие ваши земляки, с которыми довелось познакомиться в Ингушетии, сетуют на то, что в республике крайне трудно найти работу. У кого она есть, получают маленькие зарплаты.

– Зарплаты действительно невысокие, в том числе у государственных служащих. У чиновников среднего класса она составляет 10-30 тысяч рублей. Высшего – максимум 50 тысяч. Отчасти это объясняется нашим менталитетом. Начальники из лучших побуждений принимают на работу родственников сверх положенного штата, а так как фонд заработной платы неизменен, его приходится распределять на большее количество работников. Правда, всех не пристроишь, и безработица в республике составляет 42-43 процента работоспособного населения. Огромная цифра.

Там, где пахнет нефтью

– Понятно, что Ингушетия, как и другие кавказские республики, – регион дотационный. Какую часть республиканского бюджета обеспечивает федеральный центр?

– Было 94 процента, потом 91, сейчас 84. Снижение есть, но все равно очень большая зависимость.

– Правда ли, что в недрах вашей земли есть нефть?

– Есть нефтеносная жила. Причем это самая чистая нефть, зеленая. Добывали ее раньше, много выкачали в советское время, сейчас добыча не ведется. Впрочем, туда, где пахнет нефтью, нас и близко не подпускают. Решения принимаются где-то очень высоко.

– Значит, выражение «Россия кормит Кавказ», хотя, наверное, и обидное для вас, отчасти справедливо?

– Положим, федеральный центр поддерживает не только кавказские республики. В России из 83 субъектов федерации не более дюжины регионов-доноров, остальные дотационные. Но кому-то выгодно нагнетать напряжение, клеветать...

– Клеветать? На кого?

– На нас, кавказцев. Ингушский и другие народы Кавказа по сути своей пассионарны. Но кое-кому выгодно эту пассионарность объявить стремлением к экстремизму, агрессии, насилию.

– А кому это может быть выгодно?

– Тем, кто хочет, чтобы люди меньше задумывались о том, например, почему у нас в России так много бедных, и такой большой разрыв в доходах с богатыми. В советское время такого не было, хотя Россия добывает и продает углеводородов больше, чем Советский Союз, а при этом территории и населения стало меньше.

– Президент, правительство ничего не могут поделать?

– Путина я уважаю. Он действительно многое сделал для России. В частности, сумел, хотя и не сразу, заключить договор с олигархами, чтобы они перечисляли определенную часть зарабатываемых от продажи природных ресурсов денег в государственную казну. А распределять по справедливости эти средства – уже дело государства.

Как обыватель я мог бы, конечно, всю ответственность спихнуть на президента – мол, не может добиться в этом деле справедливости. Но как аналитик, а я немного занимаюсь политической аналитикой, понимаю, что Путин не всесилен. Есть неподвластные ему силы, в том числе вне России, заинтересованные в том, чтобы Кавказ постоянно трясло.

Потомки Адама и Ноя

– Чтобы отвлекать людей? Но во многих других регионах тоже не медом мазано. Почему надо, чтобы именно Кавказ трясло?

– Посмотрите на карту. Кавказ – как туловище с широкими плечами, которое опирается на Азию и поддерживает огромные просторы России. Если эта опора ослабеет, Россия может не устоять. А кое-кому этого очень хочется. Понятно же, что все эти цветные революции, «арабские весны», войны, терроризм – все эти процессы формируются и направляются искусственно. В том числе на Кавказе. Надо понимать, что силы зла предпринимают попытки подорвать духовную опору России, а может, и всего человечества.

– Что вы имеете в виду?

– История кавказской цивилизации уходит в глубь тысячелетий. И это всегда была очень развитая цивилизация. Об этом свидетельствуют древнейшие предметы материальной культуры, которые в наших местах находят до сих пор – изделия из керамики, бронзы, серебра, золота. Но еще важнее – принципы общественного устройства, сформировавшиеся много столетий назад, и хранимые по сей день.

Кавказцев обвиняют в агрессивности, экстремизме, а ведь на самом деле это самые толерантные и миролюбивые люди. Например, у ингушей есть такой обычай. Если в дом приходит незнакомый гость, у него три дня и три ночи не спрашивают ни имени, ни национальности, ничего. Для этого есть обоснование. Дело в том, что ингуши – крошечная нация, родственная чеченцам и бацбийцам, – считают себя прямыми потомками Адама, а также Ноя, продолжателя рода человеческого после Всемирного потопа. Есть версия, что Ноев ковчег приземлился не на Арарате, а на Столовой горе на территории современной Ингушетии. И ничего не спрашивая у гостя, ингуши как бы дают понять, что все мы прежде всего просто люди, какими были Адам или Ной.

– А на каком основании вы считаете себя потомками Адама и Ноя?

– На основании научных исследований. Ведущими учеными-востоковедами установлено, что ингуши, чеченцы и бацбийцы являются автохтонными народами, то есть первобытными в этих местах. Наши прямые предки поселились здесь во времена неолита, или новокаменного века, то есть не менее четырех тысячелетий назад. Не случайно, наверное, у ингушей столетиями существовал культ камня. Создание культовых каменных сооружений, сакральное значение камня, уникальные методики строительства и технологий раствора и кладки, которые нашли отражение, например, в наших родовых башнях, сохранившихся в горах по сей день, – это одно из характерных явлений ингушской культуры.

Яхь и Эздел

– А еще какие примеры вашего менталитета, связанные с древней историей ингушей, вы могли бы привести?

– Знаете, как у нас говорят о человеке, достойном высшей похвалы, например, характеризуя жениха родственникам невесты? Он знает язык Адама, культуру Адама, быт Адама. Или Ноя – что равнозначно.

– Согласитесь, выходцы с Кавказа иногда своим поведением вдали от родины дают повод для неоднозначного, скажем так, отношения к себе.

– Примеры недостойного поведения можно найти у всех народов. Но ненавидят в целом, как вы сами сказали, именно кавказские народы. Мы сопротивляемся, что остается делать.

– Каким образом?

– Стараемся сохранять человеческое лицо, верность, например, понятию, которое на нашем языке называется «яхь». Это означает стремление быть первым в добрых благородных делах. Издревле каждому ингушу, особенно мужчинам, с детства прививалось ощущение, что он в этом отношении должен быть как минимум не хуже своих соплеменников.

Стараемся сохранять верность принципам «эздела». Это наш своего рода неписаный древний морально-этический кодекс. У всех кавказских народов существуют аналогичные кодексы. «Эздел» означает воздержание от всего дурного, благородство. Ингуши говорят: «Даже если ты один находишься в глухом лесу, сохраняй благородство перед самим собой».

Незыблемой остается такая важнейшая часть нашего менталитета, как уважение к старшим по возрасту людям. Это проявляется во всем: в семье все решает старший, младший должен встать, если в помещение заходит старший, и не имеет права сесть в его присутствии. Если пути младшего и старшего пересекаются, первый обязан уступить дорогу. Если он сопровождает старшего, идти должен слева от него и на шаг позади...

– Любой воспитанный человек с уважением относится к пожилым людям, хотя, может, и не всегда скрупулезно следует перечисленным вами правилам.

– Для вас уважение к пожилым людям – это лишь правило хорошего тона, и если кто ему не следует, ничего особенного за это не будет. Для нас забота о стариках – закон, и не приведи господь его преступить... Поэтому у нас нет ни одного дома престарелых, как, впрочем, нет и детских домов. Можно много говорить о характерных признаках кавказского менталитета...

– Например, о знаменитом кавказском гостеприимстве, а в том, что оно реально существует, мне довелось лично убедиться, пожив несколько дней в доме человека, с которым мы только что познакомились.

– У нас говорят: «Гость – посланец Аллаха», хотя древняя традиция кавказского гостеприимства корнями уходит еще в доисламские времена, а ислам, кстати, ингуши приняли всего полтора столетия назад. Согласно этой традиции, хозяин полностью отвечает за гостя. Если у хозяина горе, гость не должен об этом даже догадываться. Если, допустим, в дом явился кровный враг хозяина, последний и его должен принимать как дорогого гостя, а отношения выяснять с ним будет только после того, как тот покинет его кров.

Верность семейно-родственным узам тоже свойственна большинству кавказских народов. Отношения в тейпах (семейных кланах) во многом определяют нашу жизнь. Каким бы большим тейп ни был, у нас нет понятия «дальний родственник», все по отношению друг к другу – просто родственники.

Добавлю еще, что особую ценность у нас имеют такие понятия, как «мужчина», «воин», «бесстрашие»... Не секрет, что именно на Кавказе было остановлено нашествие татаро-монгольского воинства. И в Великой Отечественной войне ингуши показывали такое мужество, перед которым даже враги преклонялись.

– Скажите, положа руку на сердце, сегодня все ли ваши земляки трепетно следуют всем этим вековым традициям?

– С болью в сердце должен признать, что в молодежной среде уже есть признаки размывания, пусть и происходит оно медленно и пока малозаметно. Это тоже говорит о силах зла.

– О каких силах зла вы постоянно говорите?

– Это бесовские силы, порожденные разлагающейся западной цивилизацией. Разврат, лицемерие, пошлость – вот что начертано на их знаменах... Они хотят подмять под себя весь мир, а наши нравственные ценности для них – как кость в горле...

– Что же будет дальше?

– Давным-давно ингуши определили для себя, когда настанет конец света. Это когда мужчина превратится в женщину, а женщина – в мужчину. И сейчас, похоже, дело к этому идет.

Наверх