Cообщи

Ветеран остался без медали

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Александр Рамодин имеет и другие награды, но медали Ушакова, которых у пенсионера было две, особенно ему дороги.
Александр Рамодин имеет и другие награды, но медали Ушакова, которых у пенсионера было две, особенно ему дороги. Фото: архив Александра Рамодина

Из дома 87-летнего Александра Рамодина похитили медаль Ушакова, заменив ее подделкой, однако уголовное дело было прекращено спустя всего три месяца по причине невозможности найти вора.

Когда выяснилось, что медаль пропала, ветеран практически слег. По словам его сына Игоря, здоровье отца и раньше было не самым лучшим, однако вся эта история, а также ее неутешительный финал еще больше подкосили пожилого человека. С ним невозможно сегодня даже поговорить о случившемся, а потому о том, что произошло, нам рассказал Игорь. Он же, прежде чем прийти в редакцию газеты, в течение полутора лет обивал пороги различных инстанций, пытаясь добиться справедливости.

Дорогой гость

А началась эта история летом 2012 года, когда Рамодин готовился праздновать свое 85-летие. Ветерану позвонил человек, с которым он когда-то был шапочно знаком во время службы на флоте. Звонок с поздравлениями растрогал пенсионера. Звонивший Анатолий (его фамилия редакции известна) напросился в гости.

«Он и раньше несколько раз заходил к отцу. Интересовался наградами, военными и послевоенными воспоминаниями. Теперь же он сказал, что пишет книгу, поэтому рассказы папы должны быть записаны для потомков. Конечно, отец согласился», – рассказывает Игорь.

Гость пришел, разговор состоялся, потом Анатолий еще раз позвонил, поинтересовался самочувствием Рамодина. А спустя два дня Игорь решил посмотреть на медали отца, которые любил разглядывать с раннего детства и которые так настойчиво просил показать гость: «Я сразу понял, что одна из двух отцовских медалей Ушакова не та. У отца была старенькая, слегка потертая – сколько лет прошло с тех пор, как ее вручили... Теперь же в мешочке с другими наградами лежала совсем новая медаль. Явная подделка, или, как их еще называют, дубликат. Не было и орденской книжки».

Подозрения сразу пали на недавнего гостя. Во-первых, как утверждает Игорь, он и прежде осторожно интересовался, не хочет ли отец продать эту медаль, у него, дескать, даже покупатели имеются. А во-вторых, других посторонних с того момента, когда Игорь перебирал медали в прошлый раз, в доме Рамодиных не было.

«Мы не знали телефона того человека, – отмечает с сожалением Игорь. – Вспомнили только, что на номер отца он звонил сам, значит, оператор связи должен был зафиксировать номер. Правда, мне его сообщить отказались, но, как я считал, были обязаны сообщить полиции, ведь мы сразу же написали заявление о краже».

Все сроки вышли

Игорь заверяет, что о ходе следствия их с отцом не информировали. Допросили один раз, а дальше тишина. Он сам пытался связаться со следователем, все спрашивал, почему не снимают отпечатки пальцев с других медалей – это же прямое доказательство, что тот человек, который был в доме, их трогал. Почему не изъяли подделку и по ней не пытались узнать: кто ее держал в руках и где ее заказывали?

«Я постоянно звонил и ходил в полицию. В итоге даже сам выяснил фамилию человека, который приходил к отцу и, как мы считаем, взял медаль. Сообщил полиции. Но в декабре мы получили постановление Пыхьяской префектуры, утвержденное окружным прокурором Дианой Хелила, о том, что производство прекращается, поскольку невозможно найти виновное лицо», – вспоминает Игорь.

Как только отец получил письмо из полиции, сын попытался встретиться со следователем, но тот постоянно был занят. Тогда Игорь решил встретиться с прокурором, но в течение нескольких дней дежурный на вахте говорил, что уголовное дело еще не поступило в прокуратуру, ознакомиться с ним нельзя. А попасть на прием к прокурору можно только по предварительной записи.

«Я записался. На 7 января. Но в тот день ко мне вышла не Хелила, а какой-то мужчина, сказал, что прокурор больна, но он, хоть и не знает дела, может меня выслушать», – продолжает рассказ Игорь.

Сын не только обивал пороги полиции и прокуратуры, они с отцом писали жалобы и протесты. Но ответ был один: все по закону. А теперь и писать бесполезно, поскольку вышли все сроки для обжалования.

«Тогда я решил, что хотя бы хочу прочесть уголовное дело, чтобы понять, что же такого сказал тот человек, когда его допрашивала полиция, что было решено прекратить расследование», – говорит Игорь. Чтобы добиться этого, ему тоже понадобилось несколько месяцев. Игорь даже обратился с жалобой на действия прокуратуры и полиции в КаПо. И только после этого Рамодина допустили до тоненькой папочки, где, как он уверяет, почти ничего и не было.

Игорь говорит: «Зато из показаний человека, которого мы подозреваем в краже, я узнал, что оказывается, я – алкоголик. А он проводит расследование и пытается вывести моего отца на чистую воду, доказав, что медаль Ушакова тот получил незаконно. Но папа, якобы узнав, что его вот-вот разоблачат, сам пригласил этого человека к себе в гости, а после умышленно обвинил в краже медали, чтобы замести следы».

На этом месте Игорь останавливается, долго молчит, явно злится. «Я ходил на прием в бюро канцлера юстиции. Там мне сказали, что нужно нанять адвоката и судиться с правоохранительными органами».

Фонд помощи соотечественникам отказал

Идея правильная и законность действий следствия в такой истории выяснять на самом деле нужно. Однако где взять деньги на адвоката? Тут-то Рамодину-младшему и пришла в голову идея обратиться за помощью в Российское посольство. Медаль Ушакова, хоть и была учреждена и вручена его отцу в советское время, но и в современной России считается государственной наградой, а потому российские власти должны быть как минимум поставлены в известность, что медаль украли.

«Ответ из посольства за подписью консула Льва Портнова, я получил в июне 2013 года, – говорит Игорь. – На тот момент дело уже полгода как было закрыто. Но Портнов написал, что расследование продолжается. Я удивился. Дальше мне предложили общаться на эту тему с советником Василием Поповым, который сказал, что деньги на адвоката можно попросить в Фонде помощи соотечественникам, и даже попросил меня написать заявление».

А потом снова тишина, и многочисленные попытки дозвониться до посольства, которые в итоге закончились тем, что Попов объяснил Рамодину: в его просьбе фонд отказал, а у посольства денег на адвоката нет.

Тут Игорь понял, что ждать помощи уже неоткуда. Со своей стороны он разместил на разных тематических сайтах в Интернете информацию о краже медали, указал ее настоящий номер – 14476 и номер подделки-дубликата – 9947.

Доказательств нет

«ДД» обратился с Пыхьяскую окружную прокуратуру, руководившую следствием и утвердившую постановление о прекращении производства, с возникшими у нас вопросами. Прежде всего, нас интересовало, почему дело о краже награды было прекращено всего через три с половиной месяца после его возбуждения?

Также мы поинтересовались, почему не была проведена очная ставка между ветераном и человеком, которого он подозревал и который, как выяснилось, обвинил самого владельца медали в подлоге и инсценировке преступления? И, конечно, мы хотели знать, почему не были сняты отпечатки ни с других наград, ни с появившейся в доме подделки.

Советник по прессе Пыхьяской окружной прокуратуры Арно Пыдер объяснил, что уголовное дело было прекращено, когда органы досудебного расследования провели все возможные необходимые для установления правды следственные мероприятия.

«В ходе следствия были допрошены Александр Рамодин, его сын Игорь и Анатолий, которого Игорь подозревал в краже, – сказал Пыдер. – Также полицейские беседовали с людьми, которые занимаются торговлей наградами в Таллинне, и по их заверениям, в это время никто не предлагал купить медаль Ушакова».

Пыдер объяснил, что, как следует из показаний Анатолия, он действительно приходил смотреть медали, но ничего не крал и не заменял на подделку. «Александр также не видел, чтобы Анатолий совершал эту кражу, – сказал представитель прокуратуры. – А очная ставка имеет смысл тогда, когда в показаниях людей есть различия, но в данном случае их не было. Снятие отпечатков пальцев также не дает никаких доказательств, поскольку никто и не отрицал, что Анатолий изучал медали вместе с документами, то есть контактировал с ними».

Только на предположениях никого нельзя объявить подозреваемым, предъявить обвинение или отдать под суд. Для этого должны быть неопровержимые доказательства. Но нас заверили, что данное дело не забыто окончательно: «Если поступит какая-то новая информация, расследование можно возобновить».

«ДД» спросил, почему Игорю пришлось так долго обивать пороги, чтобы увидеть материалы дела? На это прокуратура ответила так: «При прекращении производства полиция предоставила Александру возможность ознакомиться с материалами, но в течение установленного срока он такого желания не выразил. Его сын Игорь не был пострадавшим по данному делу, поэтому у Игоря не было права на самостоятельное ознакомление с материалами, а также на подачу жалоб».

Всем! Всем! Всем!

Мы также обратились в Посольство РФ в Эстонии. Там мы хотели выяснить, почему ветерана и его сына через полгода после вынесения постановления о прекращении расследования консул Портнов уведомил о том, что эстонские правоохранительные органы все еще ищут медаль и делают для этого все возможное? А еще «ДД» хотел узнать, может ли диппредставительство государства следить за ходом расследования преступления, совершенного в отношении своего гражданина, особенно если учесть, что украдена российская государственная награда.

Пресс-атташе посольства Сергей Невский сообщил буквально следующее: «В связи с Вашим обращением сообщаем, что на основании письма И.А. Рамодина Посольством в мае 2013 г. эстонской стороне был направлен запрос с просьбой дать официальные разъяснения о ходе расследования Пыхьяской префектурой Департамента полиции и погранохраны уголовного дела № 12230111865 по факту хищения у его отца, российского гражданина, медали „Адмирал Ушаков“. В полученном в июне прошлого года ответе сообщалось, что производство по данному уголовному делу продолжается „и в отношении дальнейшего хода расследования окончательных решений не принято“. На основании этой информации сыну потерпевшего был направлен соответствующий ответ.

Что касается Вашего вопроса о получении информации о ходе расследования преступлений, совершенных в отношении российских граждан на территории Эстонии, то возможности Посольства по сути ограничены запросами в соответствующие официальные структуры.
Сообщаем также, что Посольство не располагает собственными финансовыми средствами для оплаты услуг юристов на территории Эстонии».

Вот, собственно, и вся история. Ветеран остался без медали. Ни сын, ни правоохранительные органы, ни посольство страны, гражданином которой он является, помочь ему не могут. Мы же обращаемся ко всем, кто интересуется наградами и вдруг когда-то увидит медаль Ушакова номер 14476, с просьбой сообщить об этом хотя бы в редакцию еженедельника «День за Днем».

Справка «ДД»:

Медаль Ушакова

Учреждена в 1944 году в СССР «для награждения за мужество и отвагу, проявленные при защите социалистического Отечества на морских театрах, как в военное, так и в мирное время».

Медалью Ушакова в советское время награждались матросы и солдаты, старшины и сержанты, мичманы и прапорщики Военно-морского флота и морских частей пограничных войск.

В советское время награждение медалью Ушакова производилось за личное мужество и отвагу, проявленные:

· в боях с врагами социалистического Отечества на морских театрах;
· при защите государственной морской границы СССР и России;
· при выполнении боевых задач кораблей и частей Военно-морского флота и пограничных войск;
· при исполнении воинского долга в условиях, сопряженных с риском для жизни.

В современной России медалью Ушакова награждаются военнослужащие Военно-морского флота и органов морской охраны Пограничной службы ФСБ России за личное мужество и отвагу, проявленные:
· при защите Отечества и государственных интересов Российской Федерации на морских театрах военных действий;
· при защите государственной границы Российской Федерации;
· при выполнении боевых задач кораблями и частями Военно-морского флота и органами морской охраны Федеральной пограничной службы Российской Федерации;
· при несении боевой службы и боевого дежурства, на учениях и манёврах, при исполнении воинского долга в условиях, сопряжённых с риском для жизни, за отличные показатели в боевой подготовке и морской выучке.

Медаль представляет собой круг диаметром 36 мм, в середине которого помещено рельефное погрудное изображение Ушакова, обрамленное по окружности выпуклыми точками (общее число точек – 84). Вверху по окружности выпуклыми буквами надпись “АДМИРАЛ УШАКОВ”, а между словами надписи – пятиконечная звезда. Внизу под рельефным изображением Ушакова две лавровые ветки, соединенные перекрещивающейся лентой. По окружности лицевой стороны проходит выпуклый бортик.


Круг медали наложен на якорь высотой 48,5-49 мм (включая кольцо в верхней части).

Медаль изготавливается из серебра 925 пробы. Серебряного содержания в медали 31,747 г.

Медаль при помощи ушка и кольца соединяется с пятиугольной колодочкой, покрытой лентой медали, поверх которой от верхних углов колодочки к ушку медали крепится серебряная якорная цепь. Лента к медали – шелковая муаровая голубого цвета с проходящими по краям вдоль нее белыми и синими полосками. Ширина каждой белой полоски 2 мм, каждой синей полоски – 1,5 мм. Ширина ленты 24 мм.

Наверх