Власть № 4. Фашизм, оптимизм, патриотизм

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Знает ли Евгений Осиновский, куда должно пойти эстонское образование?
Знает ли Евгений Осиновский, куда должно пойти эстонское образование? Фото: Эрик Прозес

На этой неделе эстонские СМИ говорили о том, как плохо все и снаружи, и внутри страны, и о местных русских, кстати, не забывали.

Писатель Андрей Хвостов написал в Eesti Ekspress о базах НАТО в Эстонии и для начала процитировал главнокомандующего Рихо Терраса: «Есть третья статья договора НАТО. Знаете, о чем она? Каждая страна должна быть способна защитить себя сама», – а не только призывать натовских танкистов.

«Московские телеканалы за короткое время довели до истерики почти все население России, – пишет Хвостов. – Могут ли они сотворить то же самое с русскоязычным населением Эстонии и Латвии – пусть и частично? Рычаги для этого есть. Давайте вспомним, как новоиспеченный министр образования Осиновский судился с Министерством образования и науки по вопросу, доступны ли всем и каждому данные по переходу русских школ на эстонский язык. (Данные недоступны; и вообще образованием у нас занимается КаПо.) Вы вообще в курсе, дорогие читатели, какие настроения царят среди русских в связи с эстонизацией русских школ? Царят на деле?»

Ответ на этот вопрос, продолжает журналист, может стать и ответом на вопрос, приедут сюда танки НАТО или нет: «Танкисты сражаются с регулярной армией противника, они не готовы совершать прорывы в узких местах образовательной или языковой политики. И подавление волнений вроде „бронзовых” – тоже не задача танкиста. Регулярная армия не хочет участвовать в гражданских конфликтах. Союзники по НАТО могут прислать сюда войска, но при условии, что эти войска никогда не будут здесь воевать. Такая вилка. Так что сосредоточимся на статье номер три. Во всех аспектах, в том числе в гуманитарных».

Масла в огонь подливает журналист Õhtuleht Арво Уусталу, пишущий про Кивиыли: «Четверть века назад там жили 11 тысяч человек, ныне – вдвое меньше... Пожилые и умудренные опытом горожане боятся, что через 25 лет Кивиыли превратится в деревню, стратегическая роль которой сведется к защите города-государства Таллинна. Живущая в Кивиыли Анне говорит, что пропагандистскую войну с РФ мы проиграли: местным иноязычным сложно объяснить, что в России жизнь, мягко говоря, еще хуже».

КаПо слышит, КаПо знает

Продолжается битва за правильное русское ТВ. Политик Анвар Самост (IRL) в статье «Golos Jevropõ, govorit i pokazõvajet Tallinn» (Postimees) думает, «как бы уменьшить влияние насыщенного пропагандой инфопространства на наших соотечественников, привыкших смотреть российское телевидение». Самост против запретов, бессмысленных и недемократичных. Лучше создать – на деньги ЕС, конечно, – медиагруппу Golos Jevropõ, где работали бы журналисты и редакторы, которых изгнал режим Путина. Вся Прибалтика, Финляндия, Германия и Польша в таком канале явно заинтересованы. Плюс портал и радиостанция, и все это в Таллинне – кус сийс веэль?

К слову, как выяснил Õhtuleht, даже КаПо против того, чтобы по примеру Литвы запретить российское ТВ. Пресс-секретарь Полиции безопасности Харрис Пуусепп отмечает, что «против агитации лучше всего помогает сознательность и способность людей адекватно оценивать происходящее». На вопрос, как КаПо оценивает настроения местных русских, Пуусепп ответил: «В Эстонии все спокойно, настроения тут более мирные. Безопасность Эстонии ныне гарантирована лучше, чем когда-либо... И эстонцы, и русские в основном считают, что ситуация в Эстонии и на Украине несравнима. Да, у жителей Эстонии вследствие того, что они пребывают в разных инфопространствах, разнится и понимание происходящего на Украине. Тем, кто полагается на пропаганду РФ, требуется время, чтобы все проанализировать и сравнить с пропагандой информацию, которую сообщает свободная журналистика».

Где вы, настоящие фашисты?

Ну а пока мы противостоим России морально. Гражданин Анто Раукас (геолог и советский академик) прислал в Eesti Päevaleht письмо о том, что «настоящий фашизм – в России». Раукас вспоминает, как какие-то уральские дети назвали его, прибалта, фашистом в далеких 1950-х, и заключает: у фашизма три признака – культ вождя, воинственность и акцент на превосходстве какого-то одного народа, так что «Россия – единственная в Европе страна с признаками фашизма. В Эстонии и на Украине никаких признаков фашизма нет». Даже превосходства какого-то одного народа? Честно-честно?..

О фашизме рассуждает на страницах Õhtuleht и преподаватель EBS Агу Ууделепп – с отсылками к фантастическому роману Александра Беляева «Властелин мира», герой которого нашел способ контролировать мысли других людей, а значит, похож на Путина: «Кто-то еще удивляется тому, как быстро тысячи людей поверили в то, что на Украине полно фашистов? Да, это универсальный ярлык российской пропаганды, просто раньше он был зарезервирован за неславянами». Нынешнюю риторику РФ Ууделепп определяет так: «С одной стороны – хороший и сильный русский народ, продолжающий вековую борьбу с зарубежьем; с другой – народы, несправедливо обогатившиеся и подлые, но в то же время слабые... Как ни жаль, мы дошли до того, что находятся эстонцы, которые готовы именовать фашистами других эстонцев. Более того, имеются даже редакторы газет, для которых это и есть свобода слова».

В качестве примера приводится газета Kesknädal, написавшая, что в Эстонии царит тотально фашистский менталитет. «Фашизм – мировоззрение, возможное для силового этноса, – пишет Ууделепп, – но эстонцы, по крайней мере, последние сто лет определяли себя как разумный этнос». Опять же, надо ли это понимать так, что в Эстонии не обнаруживается вообще никаких признаков национализма?

Два процента превращаются...

Но и в тылу у нас несладко. На новое, названное уже и переходным, и временным правительство напали буквально все. Редакторы Eesti Päevaleht сомневаются в том, что экономический рост в 2015 году составит 3,5 процента, как обещают министры Таави Рыйваса, а не 2,5 процента, как пророчит банк SEB: «Прогнозы – наука неточная... Предпочтешь пессимистическим раскладам оптимистические и набавишь полпроцента. А эти полпроцента в ту или другую сторону меняют дело: бюджет получается очень разным».

Материал называется «Оптимизм не запрещен, но...». Это «но» возникает и в редакторской колонке Postimees. Как замечает газета, на 2014 год прогноз уже понизили с 3,6 до 2 процентов. Ничего страшного в этом, разумеется, нет – Финляндия вон всего на полпроцента растет. Но наш Минфин не учел охлаждение отношений между РФ и Западом, а если их учесть, два процента превратятся в один, и тогда новой коалиции уже не хватит денег на выполнение всех своих обещаний.

Критике подвергаются и отдельные министры. Õhtuleht возмущен рекламной кампанией Таави Рыйваса: «Неужто премьер столь неизвестен, что реформистам нужно показывать народу его лицо на гигантских плакатах? Если за мужчину еще не говорят его дела, эту работу выполняет плакат...» В той же газете политик Эне Эргма (IRL) нападает на министра образования Евгения Осиновского, у которого-де «отсутствует видение, куда же должно пойти эстонское образование». Eesti Päevaleht атакует главу МВД Ханно Певкура, который призывает разбить по всей Эстонии площадки с флагштоками и триколорами: «Патриотично по форме, объединяюще по сути. Но от человека на таком посту народ ждет все-таки несколько иного». Например, у ориссаарской команды спасателей нет катера, который помог бы спасти недавно погибшего в воде шестилетнего мальчика. Так что лучше бы министр делал дело, а не занимался бесплодным патриотизмом.

Наверх