Крыши в сланцевой чешуе

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Фото статьи
Фото: ratscheck.de

В Германии издавна добывают сланец. Только используют его совсем иначе, чем у нас: им выкладывают крыши и фасады домов.

Когда речь заходит о Мозеле, притоке главной немецкой реки Рейна, то все сразу кивают: знаем, виноградники там, вина отменные. Но крайне редко речь заходит о другой мозельской достопримечательности – местных строительных сланцах. Благородный этот материал известен с глубокой древности. И в наше время, если владелец частного дома хочет поразить соседей своим благосостоянием, он непременно разорится на сланцевую крышу, а может быть, ему еще и на облицовку фасада денег хватит.

Шифер, который совсем не шифер

Однажды с моей немецкой знакомой Ингрид мы гуляли по очень старинному городку в горах: кривые улочки, затейливые домики, украшенные цветами, звон колоколов к обеденной молитве. И тут моя спутница задумчиво произносит: «Да, богато живут, все дома шифером крыты…» Я, еще раз окинув глазом идиллическую панораму, не увидела в ней ничего необыкновенного. «Какие дома?» – переспросила я. «Ну вот, видишь?» – Ингрид ткнула пальцем в стену старинного домика, мимо которого мы проходили. Домик был, действительно, нарядный: резные ведьмы над окнами, отпугивающие от него злые силы, разинули свои пасти, а стены и низкая крыша были выложены какой-то плиткой, похожей на чешую. На нее-то и указывала моя знакомая: «Шифер!»

Честно сказать, это слово у меня всегда ассоциировалось совсем с другим материалом. Моя украинская бабушка жила в типичной белой низенькой хате, крытой тростником. Это теперь такие экологические крыши – показатель благосостояния, поскольку делать их уже почти никто не умеет. А тогда бабушка жаловалась, что «приличные люди» уже давно крыши перекрыли новым материалом. Дети скинулись на крышу для материнского дома, и вскоре во двор привезли стопку волнообразных пластин под названием «шифер», которым и покрыли деревенский дом. Много позднее оказалось, что материал этот содержит в себе очень вредный асбест.

Словарь, в который я заглянула, дал перевод немецкому «шиферу» – сланец! «А-а, – радостно закивала я, – у нас в Эстонии тоже есть такой «шифер», только он у нас горючий, на нем у нас электростанция работает!» Ингрид удивилась и сказала, что горючим материалом никому бы и в голову не пришло покрывать стены и крыши домов. Потом, уже дома, я прочитала статью про сланцы и выяснила, что сланец сланцу рознь, а разновидностей его много, как, собственно, и способов использования. Но с тех пор я стала обращать внимание на материал, которым покрыты в Германии многие крыши и фасады зданий – черно-серого цвета каменные пластины.

Там, где немецкие шахтеры добывают сланец

Совсем недавно мне довелось отдыхать в благодатном краю виноградников, спускающихся по очень крутым склонам к извилистому руслу Мозеля. Это один из самых известных туристических регионов в Германии: теплоходные круизы по Рейну и Мозелю с посещением старинных замков и дегустацией вин в маленьких винодельнях пользуются большой популярностью. Аккуратные старинные городки выстроились здесь вдоль реки. И городок Майен, по сути, ничем особенно не отличается от других. Там быстро привыкаешь к тому, что маленький никому не известный городок населен еще с доисторических времен, а впервые в письменных источниках упомянут где-то в IX веке. Городок украшает средневековая крепостная стена с арками, крытыми галереями и башенками. Башенки, как и очень многие старинные дома в городке, как я определила, покрыты сланцевой «чешуей». «Конечно, – согласился мой спутник из местных, – ведь здесь его и добывают. Рядом шахта есть, туда даже экскурсии водят!» И мы поехали туда. И теперь я могу сама рассказывать про замечательный строительный материал сланец.

«Это просто идеальный материал, – рассказывал гид, пока мы спускались в шахту. – Не горит, не тускнеет со временем, не деформируется при перепаде температур, обладает водонепроницаемостью и морозоустойчивостью, не подвержен грибкам и плесени, поглощает шум дождя и ветра и поможет оформить поверхность какой угодно сложной формы! Крыши из сланца простоят прекрасно без ремонта сто лет. И даже больше. Вот, например, известная в нашем регионе достопримечательность – бург Эльтц, его башни покрывали сланцевой плиткой около двухсот лет назад. Сейчас крышу ремонтируют: гвозди, на которых крепятся пластины, пришли в негодность, а сам шифер как новенький!»

Мы – в касках – опустились уже на глубину 260 метров. В шахте темно и очень сыро. «В районе Мозеля находятся потухшие вулканы, – рассказывал гид. – В то время, когда они были активны, на дне древних морей образовались пласты отложений из ила и глины. Под воздействием массы воды они спрессовались и затвердели. Затем пошли геологические процессы: породы образовали складки, и благодаря движению пластов произошло равномерное распределение минералов параллельными слоями. Это очень важно: в разных местах во время формирования пластов был разный климат и геологические процессы проходили по-разному. Поэтому качество сланца, добываемого в разных карьерах, значительно отличается. Наши геологи определяют, годится ли сланец для применения его в строительстве».

Его речь заглушил страшный шум. Это громадная фреза, закрепленная на колесном тракторе, врезалась в каменную стену, выпиливая очередной квадрат камня. Фрезу охлаждали потоки воды, поэтому там было так сыро. Выпиленный монолит вытащили и погрузили в вагонетку. «Только 15 процентов добываемого сланца пригодно для использования на кровлях. Остальной камень идет на отделку интерьеров, к нему требования по прочности не столь высоки. Но по внешнему виду их нельзя отличить», – рассказывал специалист.

Уникальному материалу – уникальных мастеров

Затем большие монолиты камня распиливают с помощью лазерной техники и алмазных пил. Но даже при всей полноте механизации некоторые технологические операции не могут обойтись без ручного труда. Так, специалист по расколке с помощью специального инструмента раскалывает сланцевый блок на примерно 5-миллиметровые пластины, как будто колбасу режет. Таких специалистов, говорят, мало, ведь рука набивается годами практики.

Позже эти пластины приобретают окончательную форму, причем работа эта тоже производится вручную. Человек берет плитку и на специальной фрезе придает ей особую закругленную или прямоугольную форму. Вариантов очень много, поэтому покрытые такими пластинами дома не похожи друг на друга. Ведь кому-то нравится старогерманская кладка пластин, кто-то выбирает «рыбью чешую» или богеншнитт.

Шедевры под небесами

Для укладки такой кровли нужно нанять специалиста, услуги которого тоже весьма и весьма недешевы. Старые виды кладки технологически очень сложны и чтобы выполнить, например, старонемецкую, специалист должен пройти длительное обучение. Еще более сложная так называемая «дикая» кладка материала, которая считается шедевром оформительского искусства. Для нее сланцевые пластины поставляют на строительную площадку в почти необработанном виде и уже там в руках кровельщика она приобретает подходящую индивидуальную форму. Таким образом, мастер может с помощью больших и маленьких плиток крыть крышу любой криволинейной формы, чем, собственно, отличаются старинные здания. Слуховые окна в крышах, башенки с византийским куполом, большой дымоход, шпили – все это надежно и очень красиво укрывается от дождя, ветра и снега. Но и новые дома без всяких архитектурных «излишеств» облицовывают плитками сланца.


Технология и приемы кладки и даже инструменты кровельщиков за несколько веков почти не изменились. Есть специалисты, которые умеют с помощью плиток сланца разного цвета выложить на скатах крыши узоры или даже целые мозаичные рисунки. Обходится это, конечно, недешево. Скажем, средняя цена квадратного метра обычной экономичной универсальной кладки сланцевых пластин с материалом стоит 70-80 евро. Но результат выглядит еще дороже. И самое главное – на века.

Наверх