Но часть жителей острова полагает, что влияние договора по крайней мере на некоторые секторы экономики Тайваня окажется негативным, сделает их более уязвимыми. В виду имеются прежде всего малые и средние предприятия, которым будет сложно конкурировать, как правило, с гораздо более крупными материковыми фирмами. Надо полагать, что эти страхи хотя бы частично обоснованы. С другой стороны, перед фирмами Тайваня тоже откроется необъятный рынок КНР. Но молодежь, тем не менее, негодует, и значительная часть общества разделяет ее чувства.
Тихое китайское вторжение
Если обычно действует принцип «все дело в экономике, дурень», то в данном случае речь, скорее, идет о том, что «все дело в политике, дурень». Значительная часть населения Тайваня боится, что Пекин посредством таких договоров пытается постепенно, но прочно привязать остров к материку, используя для этого в первую очередь экономическую интеграцию, но однажды придет тот день, когда Китаю останется только оформить полное присоединение Тайваня политически.
Кстати, Пекин вовсе и не скрывает своих намерений, но подчеркивает, что процесс должен быть постепенным и мирным.
Позиция тайваньских чиновников такова, что объединение «двух Китаев» приветствуется, но это должно случиться в отдаленном будущем и, скорее, по инициативе Тайпея, чем Пекина. Правящая на Тайване партия Гоминьдан считает тайпейское правительство единственной лигитимной властью в Китае. Несмотря на это, и особенно с приходом к власти президента Ма Инцзю, Гоминьдан целенаправленно улучшала отношения с Пекином и не исключает возможности компромиссного соглашения в будущем. Например, так называемого гонконгского варианта (одно государство, две политические системы), который поддерживает и Пекин.