Планы России относительно изменений в политике гражданства не ясны и местами противоречивы, но Эстонии уже теперь есть о чем задуматься.
Чьих будете?
События на Украине и в Крыму вновь обострили вопрос гражданства в Эстонии. Кто-то считает, что стотысячная армия серопаспортников у нас рано или поздно самоликвидируется. Кто-то заговорил о том, что люди, лишенные права считать себя гражданами страны, в которой многие из них родились и проживают, запросто могут стать объектом политических манипуляций.
Быть гражданином актуально
Недавно русская редакция Postimees опрашивала представителей всех четырех представленных в парламенте партий, будет ли в свете крымских событий активнее решаться вопрос безгражданства в Эстонии, и каким образом.
Наиболее конкретно высказались реформист Игорь Грязин и член IRL Ээрик-Нийлес Кросс. Если последний сказал, что увеличение количества российских граждан Эстонии исключительно невыгодно, а значит, нужно облегчать и ускорять процессы получения эстонского гражданства, то Грязин предположил, что скоро в Эстонии будет разрешено получение второго гражданства. Правда, с оговоркой: прежде всего это коснется гражданства стран ЕС. Как видно, согласия среди политических сил нет: Россию боятся, но пересматривать основы политики гражданства не хотят.
А Россия, по-видимому, хочет. В самый пик крымского кризиса ряд политиков РФ заявил, что на подходе поправки к закону о гражданстве, в рамках которого процедура получения российского паспорта заметно упростится для бывших граждан СССР и их потомков.
К этим заявлениям прислушивались и в Эстонии, кто настороженно, кто с надеждой. Но ясности с российской политикой в области гражданства нет. Говорили, например, и о том, что гражданство будут давать не тем, кто жил в СССР, и их детям, а так называемым соотечественникам. Правда, с тем, кого можно считать таковыми, Россия не определилась. Некоторые эксперты предлагают даже создать список более или менее близких по культуре стран, потому что, мол, украинцы и белорусы соотечественниками считаться могут, а туркмены или таджики, у которых и русских школ-то почти нет, – вряд ли. А в какой список попадет Эстония, где русских школ много, но культурный фон отличается заметно? Кроме того, наряду с упрощением процесса получения российского гражданства обсуждается и ужесточение требований к гражданству двойному.
Предметно разговаривать не о чем
В попытке прояснить планы России «ДД» обратился в Посольство Российской Федерации в Эстонии.
«Предметно комментировать возможные изменения Федерального закона до принятия конкретных поправок вряд ли уместно, – ответили нам. – В настоящее время вопросы гражданства Российской Федерации регулируются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, Федеральным законом № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» от 31.05.2002 г., а также принимаемыми в соответствии с ними другими правовыми актами Российской Федерации.
Порядок рассмотрения заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации установлен Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, принятым Указом Президента Российской Федерации от 14.11.2002 г. № 1325. Посольство России в Эстонии в практической работе по вопросам гражданства Российской Федерации руководствуется этими документами в пределах своей компетенции».
Говоря о ситуации с гражданством в Крыму, представители посольства напомнили, что гражданство России крымчанам и жителям Севастополя выдается в соответствии со статьей 5 Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов от 18 марта 2014 года. В нем говорится о том, что гражданство России положено всем гражданам Украины и лицам без гражданства, постоянно проживавшим в Крыму или Севастополе на момент их присоединения к России.
Сохранить гражданство Украины или статус лица без гражданства для себя и своих детей и не стать россиянином, можно, лично заявив о своем желании в течение месяца после вынесения постановления.
Российские эксперты о тенденциях в политике гражданства
Антон АЛЕКСЕЕВ
МОСКВА
Макаркин Алексей Владимирович,
политолог, заместитель директора Центра политических технологий:
– События развиваются так стремительно, что иногда одновременно выдвигаются совершенно разные инициативы. Когда говорится о том, что нужно регистрировать лиц с двойным гражданством, явно имеется в виду не гражданство СНГ. Имеется в виду гражданство США, других западных стран, которые могут влиять на нашу политику. Вот за этими людьми, которые могут быть «недостаточно хорошими гражданами России», и нужно присматривать.
Опять-таки, двойное гражданство не запрещается – просто его обладатели должны зарегистрироваться. Это, в сущности, является продолжением запрета баллотироваться в депутаты гражданам РФ, имеющим еще какое-либо гражданство. И понятно, что имелось и имеется в виду гражданство западных стран – ну боятся у нас западного влияния! Если говорить о нашей законотворческой активности, то она направлена на предотвращение западного влияния в целом: и ограничения в сфере Интернета, и борьба с иностранными агентами, и регистрация лиц с двойным гражданством.
А с другой стороны, параллельно идет кампания противоположная, участники которой считают, что надо максимально поддерживать наших соотечественников, что надо их сближать с Россией, что надо делать на них большую ставку, в том числе политическую, что это наша опора. И, кроме того, есть граждане Украины, которым угрожает опасность, которые эмигрируют на территорию России, им надо срочно давать гражданство и т. д. А в Крыму есть еще и люди из бывшего окружения Виктора Януковича, которые занимают посты в нынешней власти – им также необходимо срочно давать гражданство. Например, депутат Верховной Рады Колесниченко, который является одним из главных пропагандистов государственного статуса русского языка, решил проживать в Крыму, на российской территории.
В итоге встает вопрос, как это все совместить? Я думаю, что власть исходит из очень простой вещи – как-нибудь все утрясется со временем. А потом, у нас ведь как? Расчет на простую психологию – человеку, которому нечего скрывать, нечего и опасаться. Он пойдет, зарегистрируется – и все. И все будут знать: у человека так сложились обстоятельства, что у него два гражданства – может, он от одного откажется вскоре? Потому что сама по себе регистрация не влечет за собой каких-то ограничений, санкций и т. д. Но вот если у него гражданство второе, допустим, американское и он не хочет от него отказываться – возможно, это будет основанием, чтобы обратить на такого гражданина повышенное внимание, потому что он по этой логике сам как бы провинился.
Жарихин Владимир Леонидович,
заместитель директора Института стран СНГ
Разные точки зрения на вопрос гражданства не должны удивлять – у вас в Эстонии тоже есть разные точки зрения по этому поводу. А вопрос действительно непростой. Потому что хотелось бы, с одной стороны, упростить процесс для соотечественников, а с другой стороны, всегда возникает вопрос: а кто это – соотечественник? Так что идет дискуссия, и я надеюсь, будет выработана некая общая разумная позиция.
Что касается крымчан, то там особый случай. Крым рассматривается Россией как часть Российской Федерации, в которой живут российские граждане. И все крымчане уже сейчас признаны российскими гражданами. Они не соотечественники, они уже граждане России. И, кроме того, пока закон не изменен, Россия признает двойное гражданство, вернее, оно не запрещено. И есть немало людей, у которых совершенно легально есть гражданство России и, например, Израиля или России и США, России и Эстонии. Единственное, они не имеют права работать на государственной службе и избираться в выборные органы.
Что же касается определения понятия «соотечественник», то этот вопрос пока до конца не решен. Как определить в многонациональной стране, которой является Россия, кто является соотечественником? Вот полякам просто, эстонцам просто, потому что они считают, что Эстония – это страна эстонцев. А если и есть там русские, то они живут в стране эстонцев. Для эстонцев соотечественник – это эстонец, для поляков – поляк. А для России кто соотечественник? И тут начинаются вопросы. Были попытки привязать ответ к наличию у того или иного этноса некоей своей территории в России. Вот чеченцы – наши соотечественники, потому что у них есть своя территория в России. А украинцы, имеющие свою территорию – Украину – за пределами России, вроде как соотечественниками не являются.
Но я приведу конкретный пример: девушка наполовину украинка, наполовину узбечка. Родилась и выросла в Киргизии, родной язык у нее русский. Ее считать соотечественницей? Вроде формально нет, она должна быть соотечественницей или для Узбекистана, или для Украины – где она никогда в жизни не была. Вот поэтому идет дискуссия, и предложения выдвигаются противоречивые.
Россия – в отличие от Эстонии – не может позволить себе чисто этнический подход, объявив Россию страной русских, а представителей всех остальных национальностей некими непонятно откуда взявшимися меньшинствами. Вот этого Россия никогда не сделает и задачу себе тем самым не облегчит.
Делягин Михаил Геннадьевич,
экономист, политолог, директор Института проблем глобализации (ИПРОГ)
Вообще, наличие разных подходов к вопросу о гражданстве свидетельствует, по моему мнению, о некоем уровне демократии в России. Обязанность обладателей второго гражданства – помимо российского – соответствующим образом регистрироваться мне представляется вполне разумным шагом. Потому что когда вы принимаете какое-либо гражданство, вы принимаете на себя одновременно и довольно большие обязательства по отношению к этой стране. В США, в частности, человек приносит торжественную клятву служить Соединенным Штатам Америки и никому больше. В других странах этого может не быть, но если я гражданин, допустим, Эстонии, то я по самому своему статусу должен служить именно Эстонии. Если я гражданин одновременно Эстонии и России, то я попадаю в очень непростую ситуацию, когда интересы этих двух стран противоречат друг другу. И, разумеется, такой человек не может занимать никакие государственные должности – по крайней мере в России.
Идея же упрощенной выдачи российского гражданства гражданам бывшего Советского Союза и их потомкам мне категорически не нравится. Потому что это означает предоставление гражданства жителям республик Средней Азии и некоторых стран Закавказья, которые уже давно утратили всякую связь с русской культурой. В то же время предоставление гражданства жителям Украины, Белоруссии и Молдавии, которые связь с русской культурой сохранили, я считаю мерой необходимой и положительной. Знание русского языка как родного – хороший критерий, но нет ничего хорошего, что нельзя было бы извратить, например, с помощью коррупции.
Пока для меня очевидно, что на Украине для 83% ее жителей русский язык является родным – потому что они отвечают на вопросы соцопроса на русском. И таким образом на Украине это гражданство должно предоставляться с минимумом формальностей. А в какой-нибудь Туркмении или Узбекистане, где русский язык в десятке школ преподается, к этому нужно подходить более внимательно и серьезно. Но опять же все зависит от того, как это будет работать на практике.
***
Справка «ДД»:
Гражданство Российской Федерации может быть приобретено согласно статье 11 Федерального закона:
Гражданство РФ в общем порядке:
· по рождению;
· в результате приема в гражданство Российской Федерации в общем порядке;
· в результате приема в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке;
· в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации;
· а также по иным основаниям, предусмотренным данным Федеральным законом или международными договорами Российской Федерации.
Никаких квот на приобретение российского гражданства нет. Преимущественного права приобретения гражданства Российской Федерации по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности не установлено.
Одним из основных условий является постоянное (по виду на жительство) проживание на территории России в течение пяти лет непрерывно.
В соответствии со статьей 14 в упрощенном порядке могут быть приняты в российское гражданство лица:
· имеющие хотя бы одного родителя, имеющего российское гражданство и проживающего на территории Российской Федерации;
· проживавшие и проживающие в государствах, входивших в состав СССР, бывшие граждане СССР, ставшие лицами без гражданства;
· граждане постсоветских стран, получившие среднее профессиональное или высшее профессиональное образование после 1 июля 2002 года в российских образовательных учреждениях;
· родившиеся на территории РСФСР и имевшие гражданство бывшего СССР;
· проживающие в Российской Федерации и состоящие в браке с гражданином Российской Федерации не менее трех лет;
· являющиеся нетрудоспособными и имеющие совершеннолетних дееспособных детей – граждан Российской Федерации;
· имеющие ребенка, являющегося гражданином РФ, в случае, если другой родитель не может заботиться о ребенке;
· нетрудоспособные лица, прибывшие в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированные в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 года;
· ветераны Великой Отечественной войны (часть 5 статьи 14);
· дети и недееспособные лица (часть 6 статьи 14);
· участники программы переселения соотечественников.
Кроме того, граждане Казахстана, Киргизии и Белоруссии могут приобретать гражданство Российской Федерации на территории Российской Федерации также в упрощенном порядке.
Источник: Закон о гражданстве РФ