Ежемесячно только Пыхьяская префектура получает с десяток сообщений о брошенных во дворах машинах, хозяева которых не удосужились достойно проводить в последний путь своего железного друга.
Могилка железного коня
Весна – время, когда нормальный хозяин начинает наводить порядок дома и во дворе. Так принято. Разбирать старый хлам, относить-отвозить ненужное на помойку или на свалку. Законами оговорено, что за свое имущество необходимо нести ответственность даже тогда, когда оно отслужило свой срок.
Это понимают не все, и в результате по всей Эстонии можно встретить вышедшие из строя машины, которые не были сняты с учета, но тем не менее оказались брошенными на парковках и во дворах, где благополучно разлагаются, занимая парковочные места, портя внешний вид населенных пунктов и отравляя окружающую среду. Точное количество этих «брошенок» неизвестно.
Он никому не нужен
Вот, например, автомобиль BMW покоится с миром на парковочной площадке на таллиннской улице Тонди уже третий год. Когда-то его владелец недолго снимал квартиру в одном из соседних домов. Однажды железный конь издох и стал не нужен своему хозяину, который бросил его на стоянке. С тех пор машина все больше покрывается грязью и разлагается.
Жильцы дома неоднократно обращались к правлению своего товарищества с вопросом: «Сколько еще этот „памятник” будет занимать место и портить вид?» А правление лишь разводит руками. Во-первых, место нахождения и номер телефона съехавшего со съемной квартиры владельца автомобиля не знает никто, а во-вторых, парковка официально принадлежит городу, и дом устанавливать на ней свои правила и принимать жесткие меры не может.
Но можно же попытаться найти владельца через полицию? Регистрационные номера до сих пор находятся на машине, хоть и покрылись многолетним слоем грязи. Но этой информации жильцам не дали, сославшись на защиту личных данных.
Управа есть
История типичная, именно поэтому, оттолкнувшись от частного случая, «ДД» обратился в Муниципальную полицию Таллинна, которая, как известно, следит за городскими территориями и исполнением городских постановлений.
Однако ответ пресс-секретаря Департамента муниципальной полиции Меэли Хунт нас обескуражил. По ее словам, в МуПо с такими вопросами никто никогда не обращался. И правильно не обращался, поскольку решение подобных проблем не входит в компетенцию городских стражей порядка: «Если автомобиль припаркован надлежащим образом и имеет регистрационный номер, то у МуПо нет оснований заниматься этой машиной, не говоря уже об ее эвакуации или доставке на свалку».
Государственная полиция, однако, иного мнения. Региональный полицейский Пыхьяской префектуры Пауль Пихельгас объяснил, что «жители дома могут обратиться в констебльский пункт по месту жительства, Муниципальную полицию или оставить сообщение, позвонив по инфономеру 6 123 000, после чего будет принято дальнейшее решение, исходя из полномочий ведомства».
Пихельгас объяснил, что учреждение, в которое поступила жалоба, на основании собственных баз данных попытается связаться с владельцем машины. А также примет решение, нужно ли начинать административное производство.
Пихельгас уточнил, что, к примеру, Таллинн имеет собственное Предписание о благоустройстве города. «Согласно статье 13 предписания, во исполнение требований благоустройства запрещено парковать разрушенный автомобиль на общественной дороге или на другой территории общего пользования или в той части двора недвижимости, которая используется как улица. Для парковки такой машины на территории многоквартирного дома должно иметься разрешение от владельца дома».
Однако нужно еще учесть и определение, что же это такое – разрушенный автомобиль. «Разрушенным автомобилем считается автомобиль, у которого нет механических частей, частей кузова, или стекол, или колес, и который своим видом портит внешний эстетический вид города, или вредит благоустройству и чистоте города. Ответственность за нарушение данного предписания описана в статье 66 прим. 2 Закона об организации местного самоуправления».
«О машинах, годами стоящих во дворах многоквартирных домов, в Пыхьяскую префектуру сообщают в среднем около десяти раз в месяц. Количество обращений возрастает в весенние месяцы, – сказал сотрудник полиции. – Но в последние годы в практике Пыхьяской префектуры не было ни одного случая принудительной отправки машин на свалку».
МуПо может помочь
Итак, государственная полиция говорит, что МуПо может и даже должна заниматься брошенными машинами. Конкретная вышеописанная парковка, на которой гниет конкретный вышеописанный автомобиль, находится на городской земле. Так выходит, что МуПо обязана принять заявление от жильцов расположенного рядом дома. Или все же не обязана?
С этим вопросом «ДД» обратился в управу района Кристийне, на территории которого находится дом Тонди, 44. Пресс-секретарь Оксана Талисайнен после консультации с сотрудниками Муниципальной полиции ответила:
«Из ваших вопросов понятно, что машина находится на городской земле. Если автомобиль правильно припаркован в специально отведенном для этого месте, и знаки не ограничивают время стоянки, то он может находиться там сколько угодно. Но если машина имеет признаки разрушения, понятие которого расшифровано в Предписании о благоустройстве города Таллинна, то наш департамент может заниматься этим делом».
После того как факт наличия разрушающегося автомобиля будет зафиксирован, начнется производство по закону об административных нарушениях. Владельцу машины, если это возможно, отправят повестку. В случае, если человек недосягаем, а его машина стоит на городской земле, у города как у собственника участка есть право убрать машину с парковочного места за свой счет и направить ее на платную стоянку, а позже, если удастся найти владельца, через суд востребовать у него возмещения затрат.
Если машина с регистрационным номером, имеющая признаки разрушения, стоит на частной территории, то и с этим вопросом можно обращаться в Муниципальную полицию.