Власти Пярну отказались платить пособие новорожденному жителю города, чей не живущий с семьей отец не зарегистрирован в летней столице.
Если у вас нету папы… но он есть
Социальная защита в нашей стране заставляет удивляться той замысловатости, с которой пишутся законы и постановления. Наверное, каждый может вспомнить пример из собственной жизни, когда ему пришлось остаться без какой-нибудь широко разрекламированной государством или местным самоуправлением помощи, поскольку непреодолимым препятствием оказалась какая-нибудь мелочь из длинного списка подлежащих выполнению условий. Такая история приключилась и с одной пярнуской семьей – мать с сыном остались без пособия от города, поскольку не живущий с семьей отец новорожденного признал факт отцовства.
Новая жизнь на новом месте
Все началось в начале 2013 года, когда Анника (фамилия женщины редакции известна) купила в Пярну жилье и переехала, а вскоре узнала, что ждет ребенка.
«Нужно было думать о предстоящих родах, поэтому я заполнила все необходимые документы, чтобы поскорее получить официальный статус жителя города. Это требовалось, чтобы встать на учет к семейному врачу и в женскую консультацию. Зарегистрировалась по новому месту жительства я в марте», – рассказывает Анника.
В августе она родила сына. Событие радостное в жизни каждой женщины, хотя в данной ситуации и несколько омраченное тем фактом, что жить с отцом ребенка Анника не может по личным и вполне весомым причинам. Впрочем, отец ребенка признал и позволил вписать себя в свидетельство о рождении. Как выяснится позже, лучше бы он этого не делал.
Запись в регистре важнее человека
Всю положенную от государства помощь Анника с малышом получили без проблем. С бюрократией во всей красе семья столкнулась на уровне самоуправления, официальными жителями которого они являются. Как и другие самоуправления, Пярну тоже радуется пополнению населения и выплачивает родителям новорожденных прежде по 300, а с нынешнего года аж по 400 евро. Однако нашим героям в этом было отказано.
По решению Пярнуского городского собрания пособие по рождению выплачивается пярнусцам в три захода. Первые 100 (с этого года 200) евро получает малыш, оба родителя которого, согласно Регистру народонаселения, являлись жителями города по состоянию на 1 января того года, когда ребенок появился на свет. В эту категорию сын Анники не попал, поскольку его мать переехала в Пярну в феврале.
Вторую часть пособия (100 евро) малышу платят к первому дню рождения. Опять же, если его родители по состоянию на 1 января этого года числились жителями города. Но, как выяснилось, и этих денег мальчик не получит, поскольку в регистре имеются только данные о его матери, а отец, который вписан в свидетельство о рождении, в Пярну не живет и жить не собирается.
«Но мы никогда не будем жить вместе с отцом ребенка. Да, он его признал и дал сыну свою фамилию, но у него другая семья, я ращу ребенка одна», – говорит Анника. Мы ее поняли, чиновники – нет.
В ответ на обращение в городскую управу пришел «частичный отказ в выплате пособия по рождению». Городской секретарь Тийна Рохт довела до сведения Анники, что первую часть пособия она точно не получит, но ей могут быть выплачены вторая и третья части, если отец мальчика тоже станет пярнусцем.
Аннику возмутил такой подход. Что делать? Родителям-одиночкам и опекунам город платит положенные деньги. Так неужели прочерк в графе «отец» выгоднее, чем указание его имени, когда он не живет с женщиной и ребенком? Как объяснить чиновникам, что она на самом деле растит ребенка одна?
Узнать ответы на эти вопросы молодая мать попросила нас. Что «ДД» и сделал, обратившись за разъяснениями в Министерство социальных дел и Пярнускую городскую управу.
Дифференциация малышей
Пресс-секретарь министерства Александра Солнцева объяснила, что при рождении ребенка его родители получают пособия из двух разных бюджетов. Государство не ставит никаких условий в плане состава семьи младенца. Деньги полагаются малышу вне зависимости от того, сколько у него родителей, связаны ли они узами брака, живут вместе или порознь.
Вторую часть, которая оговорена в Законе о социальном обеспечении, назначает самоуправление, жителями которого числятся родители. И тут, как выяснилось, начинается чехарда. Дело в том, что право вводить такие пособия и составлять список условий, при которых они начисляются, отдано на откуп самоуправлению. У него свой бюджет, оно само распоряжается своими деньгами.
Отвечая на вопросы об Аннике, пресс-секретарь Пярнуской городской управы Мария Муракас сказала, что о решении самоуправления семье было сообщено еще в сентябре 2013 года. «Я не вижу причин, по которым мы должны были бы обсуждать ходатайство Анники к Пярнуской городской управе в прессе. Женщина получила от нас ответ, и если у нее возникли дополнительные вопросы, то мы готовы обсудить их лично с ней, а не через СМИ», – Муракас была краткой. Она добавила, что если у нас есть общие вопросы о принципах выплаты пособия по рождению, то на них нам ответят с удовольствием.
Вот такая получилась история. Мальчишка своего «подарка» ко дню рождения не получит. И причина лишь в том, что у него есть папа, который не живет с мамой. Осталось добавить только, что «День за Днём» не намерен останавливаться, и в одном из следующих номеров познакомит читателей с тем, что думают по этому поводу другие компетентные инстанции, например, омбудсмен и уполномоченный по равному обращению.