Cообщи

Невероятные приключения киберпреступников в Эстонии

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Тимур Герасименко, Дмитрий Егоров, Константин Полтев, Владимир Чащин и Валентина Чащина в суде.
Тимур Герасименко, Дмитрий Егоров, Константин Полтев, Владимир Чащин и Валентина Чащина в суде. Фото: Михкель Марипуу

Громкое дело о поимке в Эстонии банды киберпреступников, качавшей миллионы евро из крупных фирм по всему миру, может закончиться как грустное недоразумение. Суд первой инстанции оправдал всех подсудимых (правда, прокуратура уже подала апелляцию), а срок действия постановления о выдаче обвиняемых США истекает 29 апреля.

Речь идет о шайке гениев от программирования и предпринимательства, которых вычисляли и ловили лучшие полицейские умы США и Эстонии. О разоблачении этой группы в течение полутора лет, перечисляя заслуги, полученные суммы и общий размах деятельности, трубили все ведущие СМИ. И не только нашей страны. А сегодня сложилась ситуация, благодаря которой бывшие киберпреступники могут не только стать ложно обвиненными честными гражданами, но и получить солидную компенсацию от Эстонии. А если повезет, не только от Эстонии.

Крупная рыба попалась

Грандиозная новость о разоблачении и задержании в Тарту и Таллинне банды киберпреступников международного масштаба впервые попала на страницы местных газет осенью 2011 года. Именно тогда правоохранительные органы в ходе совместной с США спецоперации взяли под стражу шестерых мужчин и одну женщину. Их подозревали в организации преступного сообщества, разработке и внедрении вирусной компьютерной программы, которая заразила тысячи компьютеров по всему миру, что и позволило преступникам получать информацию о пользователях. В итоге это принесло им баснословные деньги, которые отмывались через подставные фирмы и счета.

Гении из Эстонии вкладывали заработанные вышеописанным путем средства в весьма доходный бизнес. Прежде всего в недвижимость. В общей сложности правоохранительные органы нашей страны наложили арест на почти полторы сотни объектов недвижимости. Журналисты раскопали, что деньги вкладывались и в развитие предприятий по выдаче быстрых кредитов. Руководителя группы Владимира Чащина даже называли отцом-основателем отечественного «быстрокредитного» бизнеса.

В отношении всех задержанных в итоге была выдана санкция на длительный арест, выскочить на свободу с запретом покидать место жительства удалось лишь матери Владимира – Валентине Чащиной. Остальные сели в кутузку, дожидаясь своей участи.

А ждать было чего. С одной стороны, их очень хотели видеть у себя американцы: большая часть преступлений касалась пользователей и фирм, находящихся в Соединенных Штатах. Именно у заокеанских следственных органов имелись железобетонные доказательства, именно от них информация о преступной группе в свое время и поступила в Эстонию. И, кстати, по тамошним законам, в случае обвинительного приговора разоблаченным эстоноземельцам грозил срок заключения чуть ли не до 100 лет.

С другой стороны, и эстонские правоохранительные органы не хотели упускать возможность расследовать крупное международное преступление и наказать собственных граждан.

Так параллельно и шли два разбирательства. США требовали выдать обвиняемых им, в Эстонии компьютерные гении пока оставались в статусе подозреваемых. Эстонское дело сулило разоблаченным 15-летний срок заключения, а государственной казне – самый крупный в истории страны доход от конфискованного имущества.

Крючок оказался ненадежным

В рамках эстонского расследования подозреваемые уже находились под арестом (с 9 ноября 2011 года), а 29 апреля прошлого года (запомним эту дату!) в отношении всех, кроме Валентины Чащиной, теперь в рамках американского дела, было выдано решение о помещении под стражу до высылки в США. К тому моменту суд уже постановил, что американских доказательств достаточно для того, чтобы передать граждан Эстонии Штатам, соответствующее решение вынесло и правительство Эстонии.

Двое обвиняемых – Валерий Алексеев и Антон Иванов, решение о высылке которых местные суды приняли на год раньше остальных, в 2012 году, – в Штаты поехали, где полностью признали свою вину и получили наказание, о тяжести которого не сообщается. Четверо остальных отчаянно сопротивлялись высылке и требовали, чтобы сначала их судили в Эстонии. Владимир Чащин, Тимур Герасименко, Дмитрий Егоров, Константин Полтев в середине прошлого года, вместе с Валентиной Чащиной и пятью фирмами, проходящими по делу в качестве обвиняемых юридических лиц, предстали перед Харьюским уездным судом.

С этого момента и начинается самая интересная и постыдная часть истории. Грандиозное дело международной преступной группы рассматривали в течение нескольких месяцев. Были зачитаны сотни страниц уголовного дела. Допрошены десятки свидетелей и… 20 декабря 2013 года суд вынес приговор, согласно которому все были оправданы, все конфискованное имущество возвращено владельцам, а всем, кто находился под арестом, были назначены многотысячные компенсации за неоправданное лишение свободы. Должно государство возместить и расходы на адвокатов, а это еще тысячи и тысячи евро.

Чтобы читатели лучше могли понять суть дела, поясним, что, согласно обвинению, созданная местными хакерами программа попадала в компьютер пользователя и заражала его. Тут же владельцу пострадавшего компьютера предлагалось установить бесплатный антивирусник, который на самом деле полностью захватывал компьютер и самостоятельно начинал выводить пользователя на созданные группой страницы, где была размещена реклама. Реклама получала огромные порции «кликов», счастливый рекламодатель платил деньги, счастливые разработчики программы их отмывали. Среди потерпевших оказались жители почти ста стран мира, но в основном американцы.

Суд обосновал свое решение тем, что ни один эксперт не смог подтвердить, что созданная подсудимыми программа на самом деле могла заражать компьютеры. Кроме того, из предложенных правоохранителями записей было видно, что случайно запустить программу в свой компьютер пользователь не мог, поскольку для ее установки нужно было сделать несколько «кликов».

И, оттолкнувшись от этого, суд пришел к выводу, что вина в создании преступной группировки и в отмывании денег не доказана. Да, полиция показала, как конкретные люди оперировали миллионами евро, отправляя их на разные счета и покупая недвижимость, но поскольку не удалось доказать, что эти средства были получены преступным путем, то и говорить об их отмывании тоже нельзя.

После вынесения оправдательного приговора возникает резонный вопрос: если наши сыщики плохо сработали, почему судей не убедили факты, предложенные американцами, если на их основании двоих обвиняемых за океаном уже посадили? А тут все оказалось очень забавно: суд принял документы из США не как дополнение к доказательной базе, а как сопутствующий документ, содержание которого при вынесении решения не учитывалось, поскольку, как объяснили судьи, проверить его достоверность в Эстонии невозможно.

Рыба рыбе рознь

Итак, суд первой инстанции оправдал подсудимых. Хеппи-энд? Но на свободу их так и не выпустили. Дело в том, что в отношении них по-прежнему действует постановление о задержании для высылки, и их вроде бы нужно отправлять на суд в США. Но при этом у нас за то же самое деяние людей оправдали, так что доказательства американцев теперь вроде бы можно ставить под сомнение… Поэтому, выходит, надо отпускать. Срок действия постановления о выдаче длится один год. То есть все должно решиться к 29 апреля.

Нужно отметить, что оправдательный приговор еще не вступил в силу. Государственная прокуратура уже подала апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, учесть американские доказательства, и обещает добавить вещдоков, которых не хватило судьям первой инстанции. Апелляция принята, но дата начала рассмотрения дела еще не назначена, и вряд ли это произойдет до 29 апреля, когда всех находящихся под стражей нужно будет или отпустить или выдать Америке.

Прежде всего руководитель службы международного сотрудничества в сфере юстиции Министерства юстиции Астрид Раурендт-Ханиоя объяснила, что «согласно статье 36 Конституции, выдача граждан Эстонии происходит в случаях, предусмотренных международными договорами, а также в порядке, установленном законами и договором». Выдача лиц Эстонией Америке и наоборот происходит согласно межправительственным соглашениям двух стран.

А дальше Ханиоя объяснила разницу между сутью эстонского и американского расследований. «20 декабря 2013 года Харьюский уездный суд вынес решение в отношении отмывания денег и создания преступной группировки. Основанием же для ходатайства о выдаче, поданного США, стало компьютерное преступление. Это разные обвинения, и неверно считать, что это одно и то же».

Обвинения США Харьюский уездный суд признал юридически допустимыми, а окружной суд с ним согласился. Всем фигурантам дела была обеспечена возможность обжаловать постановление правительства Эстонии о высылке во всех судебных инстанциях. Один человек прошел весь этот судебный путь, и решение в отношении него вступило в силу.

Что намерены делать правоохранители в связи с тем, что срок постановления о высылке истекает 29 апреля? Решение этого вопроса находится в компетенции генерального прокурора Эстонии. Именно он, согласно УПК, может обратиться в суд с ходатайством о продлении постановления о задержании для высылки. Такие ходатайства уже поданы им в отношении двух лиц. Одно ходатайство было удовлетворено, а во втором было отказано.

Камера как рыбное место

Нам известно, что с ходатайствами о продлении задержания для выдачи США по всем подозреваемым генеральный прокурор обращался в суд на этой неделе. Министерство юстиции сообщило пока только об одном отказе, а значит, не исключено, что отказы будут даны и в отношении других лиц. И тут возникает еще одна интересная юридическая заморочка, о которой мы не можем не рассказать.

Как известно, санкцию на арест эстонский суд выдал на всех соучастников 9 ноября 2011 года, задержали их днем ранее. Вынесший оправдательный приговор Харьюский уездный суд при начислении компенсации руководствовался датой 8 ноября.

Но под арестом не только по американскому, но и по эстонскому делу на протяжении всего этого срока находился исключительно Владимир Чащин. Все другие «по-эстонски» сидели от 60 до 599 дней, а потом – уже «по-американски», поскольку мера пресечения в рамках эстонского дела была заменена им либо запретом покидать места жительства, либо электронным наблюдением. А за это компенсация уже не положена, хотя в реальности они и находились в тюрьме. На свободу на данный момент вышла только Валентина Чащина. Остальные как сидели, так и сидят: до даты предполагаемой высылки. Кто будет платить компенсацию за время, которое члены группы провели под стражей в рамках американского дела?

«Говоря о нахождении человека под стражей, нужно делать разницу в уголовном деле, расследующемся в Эстонии, и задержанием для выдачи», – сказала представитель Минюста. Если причиной лишения свободы является ходатайство другой страны и делается это для обеспечения высылки лица в другое государство, то это означает, что именно суд другой страны вынес решение о лишении свободы.

Данные лица, по словам Раурендт-Ханиоя, были арестованы в рамках эстонского расследования 9 ноября 2011 года. Согласно УПК, суд может заменить арест электронным наблюдением, и именно в этот момент официально заканчивается время нахождения человека под стражей. А что касается тюремного заключения в результате ходатайства о выдаче, поданного США, то, как объясняет Раурендт-Ханиоя, «за выплату этой компенсации Эстония не отвечает, ее можно требовать от Америки».

Конечно же, можно. Если, конечно, герои этого материала – в добровольном или принудительном порядке – познакомятся и с «правосудием для всех».

Наверх