В то время как «Большая двадцатка» яростно спорит о скорости и размере бюджетных сокращений, страны Балтии стали настоящей лабораторией по лечению государственных финансов, пишет Financial Times.
FT: Страны Балтии – страны подопытных кроликов
Греция, Испания и Великобритания лишь недавно взялись за большие ножницы. В Эстонии, Латвии и Литве эпоха секвестра началась уже давно.
Дорогу проложила Эстония, которая в 2010 год сократила бюджет на сумму, равную 9,3% от ВВП. За не последовала Литва с более скромной цифрой – 7,3% и Латвия – с 6%.
Для сравнения: Великобритания планирует сократить бюджет на 8% от ВВП в течение пяти лет.
В глазах сторонников сокращений балтийское трио является примером для всей Европы. Местные политики против такой роли ничего не имеют.
«Мой совет очень прост: начните экономить как можно раньше, - сказал Financial Times премьер-министр Литвы Андриус Кубилюс. – Не ждите, пока ситуация станет еще хуже». Те, кто считает, что перебор с экономией сам по себе представляет опасность, более осторожно относятся к балтийскому эксперименту.
Аналитик Capital Economics Нил Ширинг утверждает: «Агрессивное сокращение бюджета в то время, когда частный сектор тоже проводит сокращения и экономит, возможно, сведет на нет любую деятельность и существенно увеличит безработицу».
Подобно Испании, Ирландии и Великобритании, страны Балтии также тяжело пострадали от лопнувшего в 2008 году кредитного пузыря. Экономика пустилась в свободное падение, дефициты бюджетов резко возросли.
В отличие от тех, кто искал финансовой помощи у государства, балтийское трио решило экономить. Результат? Глубокое падение экономики Евросоюза в 2009 году. Латвийская экономика упала на 18%.
На сегодняшний день, по мнению издания, обстановка в регионе стабилизировалась, однако для многих людей экономический спад продолжается. Зарплаты резко упали, безработица взлетела ввысь, как ракета. В Латвии сидит без работы каждый пятый.
У балтийских правительств серьезная мотивация: все три готовятся вступить в еврозону, для чего необходимо не превышать бюджетного дефицита более, чем на 3% от ВВП. Поэтому балтийский опыт куда более понятен для стран еврозоны, чем для Великобритании.