Cообщи

Вязать как дышать

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Фото статьи
Фото: сайт и архив Елены Тикуновой

Новые грани традиционного женского занятия – вязания на спицах – может открыть общение с настоящим мастером.

Созданные ею вещи украшают страницы модных журналов. В витринах художественных магазинов они не задерживаются. А некоторые даже стали «героями» кинофильмов. Это не ювелирные изделия, не картины. Это вязаные вещи – платья, пальто, жакеты, палантины – настолько стильные, что для своих обладательниц часто становятся сакральными, приносящими счастье и занашиваются до дыр.

Жизнь под перезвон вязальных спиц

Елена Тикунова не расстается со спицами и пряжей уже сорок лет. Создавать вещи она стала одиннадцатилетней, и с тех пор не прошло и дня, когда бы она не вязала. «Порой со стороны это выглядело, наверное, странно: у меня родовые схватки, скорая приехала. А я медикам говорю: подождите, мне несколько рядков надо довязать…» – вспоминает она с улыбкой. Еще в юности ее на улице останавливали дамы, чтобы рассмотреть надетое на ней платье или колготки, которые она сотворила для себя сама.

Вязание для нее – это не хобби и, что называется, не заработка ради. Просто одному для самовыражения нужны или краски, или фотообъектив, или клавиатура. А у нее – дизайнерский талант создавать вещи из пряжи. Чувствовать руками ее фактуру – мягкость, плотность, скрученность, вес, цвет – и видеть, какой рисунок, какая модель может из нее родиться. Она вяжет не по готовой схеме. Она вяжет, как другие пишут стихи или музыку. Вяжет как дышит – по вдохновению и настроению.

Северная сдержанность и славянская красочность

В Эстонии Елена Тикунова, уроженка Украины, нашла благодатную почву для развития. Традиции вязания здесь богатые. Чего стоят, например, хаапсалуские платки – тончайшие, как паутинка, нежные и ажурные! И Елена считает, что именно эстонская «почва», общение с местными художницами привнесли в ее творчество особенную стилистику: северная сдержанность в сплаве со славянской красочностью.

Другое дело, что авторский трикотаж у нас еще не может сравниться по уровню раскрутки с одеждой из текстиля. Но создание своего бренда, своего салона – дело и счастливого случая, и больших инвестиций. «Я погрешила бы против истины, если бы сказала, что не мечтаю об этом, – говорит мастерица. – Какой артист не мечтает выйти на сцену! Это пока единственное, что мне не удается: придать своему творчеству некий официальный статус, защитить интеллектуальную собственность. И так бывает обидно, когда твоя идея, творческая находка бывает просто уведена соавтором работы. И тогда одному достаются лавры дизайнера, а другому – ничего».

Работы с подписью Leena Tikunova можно увидеть в популярном эстонском журнале Käsitöö («Рукоделие»). Но и здесь своя кухня. «Мне кажется, что журнал моды и художники, работающие для него, не имеют права халтурить – подкалывать сзади изделие булавкой, чтоб лучше сидело, закрыть неудачное место цветком. Мол, главное, чтобы фото вышло привлекательное. Но я всего лишь автор и не могу диктовать своих правил создателям журнала», – говорит она. И потому сейчас Елена Тикунова в большей степени преподает искусство вязания. Ученицы ходят к ней на дом, как к учителю музыки – дело-то ведь очень индивидуальное!

Вязаная мода: на подиумах и дома на диване

Тем более что в Таллинне, как считает мастерица, сейчас очень хороший выбор пряжи. А ручное вязание переживает во всем мире настоящий бум популярности. Появляется множество новых техник, новых видов пряжи. «Знаете, в мире есть клуб любителей японской пряжи NORO. Это просто чудо какое-то! Японцы начали вязать позже всех, но ушли дальше всех, – рассказывает Елена. – И их пряжа – это просто произведение искусства, она считается пряжей номер один в мире: весь технологический процесс производства осуществляется вручную, с особой тщательностью. И это пряжа художественная, заставляет думать, развиваться. А есть пряжа из верблюжьей шерсти, которую получают не вычесыванием, а просто ходят и собирают ее по кустам и колючкам, где проходили эти животные. А альпака – натуральная, некрашеная! Есть сорта, которые даже стирать не надо».

Конечно, в Эстонии вяжут многие: редкая женщина не садится время от времени к телевизору с вырезкой из журнала со схемой. Монотонное занятие для успокоения души, да и пополнение гардероба по сходной цене. Правда, очень часто творение так и остается где-то в глубинах шкафа, так и не увидев света. Модель на картинке, так подогревавшая процесс работы, в результате не оправдывает ожиданий: планка горловины оттопыривается, безвольно висят плечи – одним словом, сплошное разочарование. Может, потому и сложилось такое представление, что вязание – это от бедности. «Бабушкино» занятие со странноватыми результатами, но – говорится как бы в качестве извинения – зато сделано своими руками!

Мужчины и вязание

Поэтому мастерицу уже не удивляют рассказы ее учениц, которым «муж прямым текстом запретил этим заниматься», поставив ультиматум: или я, или вязание. «Я никогда не критикую, потому что уважаю чужой труд, – говорит Елена. – Но я учу вязать правильно: модель, цвет, фактура пряжи и сам технологический процесс должны быть соблюдены. Только в этом случае созданная вещь ляжет на вас как родная». И с мужьями они работают, убеждая результатом. «Мы вяжем не от бедности. Вяжем бутикового уровня вещи. И это понимают все, даже далекие от моды и технологии люди», – рассказывает мастерица.

Мужчины и вязание – интересная тема. «Наше поколение, к сожалению, попало на такое трудное время, которое всех нас перекорежило: трудно зарабатывать деньги и в то же время оставаться женщиной. А, наверное, этого очень не хватает в жизни», – делится Елена своими наблюдениями. И рассказывает забавную историю. В ответ на ее объявление о курсах уже несколько раз звонит одинокий мужчина с предложением о знакомстве. Вероятно, возникший в его сознании образ мягкой, домашней, уютной рукодельницы так запал в его душу, что он не хочет отказаться от своей фантазии. «Я уже думаю: пора, наверное, мужа подключить к этому вопросу! Ведь и на фото в объявлении не я, и текст там совершенно деловой, а вот поди ж ты!»

Вязание как лекарство

Вообще, удивительно, как связываются в одно полотно желание женщин освоить непростое искусство вязания и… психология. Вязание, оказывается, может исцелять, поднимать самооценку, полностью меняя внутренний настрой человека. «После пятидесяти многие женщины чувствуют себя отработанным материалом: мужьям уже не интересны, а дети выросли и живут своей жизнью. Вспоминают о мамах только тогда, когда нужно посидеть с внуками. Плюс физиологические расстройства, – размышляет Елена. – Это так несправедливо: в тот момент, когда хочется пожить для себя, выясняется, что уже ничего не хочется. И тогда женщины часто обращаются к рукоделию – в качестве некоего духовного прибежища и… сами себя вытаскивают из этого кризиса.

Сначала присутствует такое скептическое отношение родственников – вязать она собралась! А потом, когда начинают рождаться стильные пальто и жакеты, то дочери, сестры, подруги начинают их сладостно и радостно отбирать. И женщины впервые за много лет получают оценку, признание – то, о чем они уже давно забыли. Представляете? И они уже приходят на занятие с другими глазами. Конечно, если заниматься каким-то делом правильно – это всегда труд. Некоторые ломаются – уходят, мол, рассчитывали, что все это будет как-то легче. Но всегда возвращаются!»

Ключевые слова

Наверх