Европейский союз возник, чтобы обеспечить мир, чтобы никогда не повторились ужасы Второй мировой войны – миллионы убитых и лишенных дома мирных людей, миллионы солдат, которые пожертвовали своими жизнями.
Во имя наших общих интересов
Основатели Европейского союза решили, что для обеспечения мира требуются благосостояние и демократия. Мир сохранится только при условии, что все будут жить хорошо, независимо от того, где они живут, к какой нации принадлежат и какого они пола. Мир сохранится только при условии, что все люди смогут участвовать в решении общественных дел. Выборы спасают мир, насилие и оружие его уничтожают.
Пока что мы неравны
Всем ли сейчас хорошо жить в Эстонии? К сожалению, не всем. Разрыв в уровне благосостояния демонстрирует собранная нашим же государством статистика, доступная всем. К уязвимости людей приводит, во-первых, отсутствие гражданства: риск безработицы значительно выше для тех, кто является гражданами других стран, и в годы экономического спада он незначительно, но повысился.
Во-вторых, в Эстонии имеются места, в которых жить хуже, чем в остальных: например в Валга или Ида-Виру заработки на треть ниже, чем в Таллинне. В-третьих, женщинам труднее, чем мужчинам. Женщины зарабатывают на треть меньше мужчин, что ставит в особенно трудные условия матерей-одиночек. Все это неправильно, несправедливо и противоречит европейской цели обеспечения мира.
Значит, необходимо добиваться, чтобы возможно большее число людей, желающих работать, смогли бы получить работу, причем везде – и в Таллинне, и в Тарту, и в Нарве, и в Силламяэ, и в Валга. При рождении человек не выбирает гражданство, национальность, пол и место жительства. Когда он появляется на свет, он просто человек и должен получить образование и возможности реализации своих стремлений, где бы он ни жил.
И гражданство, и работа
Как этого добиться? С одной стороны, необходимы перемены во внутренней политике Эстонии. Например, право на гражданство, право на участие в принятии общих решений должен иметь каждый, кто законным образом законопослушно прожил в Эстонии десять лет. Эстонское правительство обладает возможностью снизить расходы предпринимателей и снизить косвенные налоги (налог с оборота!) путем изменения налоговой системы по европейскому образцу, поставив в центр налоговой системы подоходный налог. Все это поможет сократить разрыв в уровнях доходов и повысит количество рабочих мест.
С другой стороны, денежные субсидии и политику ЕС необходимо использовать в первую очередь для повышения благосостояния жителей Эстонии. В центре внимания всех европейских политиков в настоящее время находится занятость, возможность человека находить работу там, где он родился, и Эстония должна по этому вопросу сказать свое слово в Европейском союзе.
Необходимо сосредоточиться на создании рабочих мест в Восточной Европе, на трудовой миграции и правах трудящихся. Я предлагаю также создать инвестиционную программу поддержки мелких предпринимателей – на каждое евро, инвестируемое предпринимателем в создание новых рабочих мест, Европейский союз добавит одно евро.
Нет – неизбежности
Раскол граждан и неграждан не является неизбежным: это дискриминация и отсутствие солидарности. Уменьшение количества рабочих мест не является неизбежным: это результат избранной нами на сегодняшний день экономической политики, которая освободила от подоходного налога банки и иностранные фирмы, но обременила обычных людей налогами на лекарства, отопление и хлеб насущный.
Надо поменять наши приоритеты. Необходима Эстония и необходима Европа, в которых во главу угла ставится человек. На предстоящих выбо-рах в Европейский парламент мы будем выбирать будущее для Эстонии и для Европы, начиная с этого года права Европейского парламента значи-тельно расширены.
Мы должны решить, будем ли мы тратить европейские деньги – наши общие деньги – на людей и на рабочие места или использовать их в интересах банков. Поэтому особенно важно участвовать в выборах. Если мы не пойдем к избирательным урнам, то выиграют те, кто пренебрегает нашими ценностями и нашим благосостоянием. Если мы не пойдем на выборы, то раскол в обществе только углубится.