Cообщи

Власть № 4. Один народ, одна страна, шесть или семь букв

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Михаил Лотман.
Михаил Лотман. Фото: Тоомас Татар

На этой неделе в эстонских СМИ красной нитью по сине-черно-белому фону проходила тема Путина, слегка приправленная бородой Кончиты Вурст, но и о местных русских никто не забывал.

Редакторы Eesti Päevaleht поднимают тему русского телеканала и сравнивают шумиху вокруг русских жителей Эстонии с лох-несским чудовищем, которое показывается очень редко: «Случается это при политическом кризисе, когда госаппарат осознает, что нужно снабжать русских объективной информацией». Защищаться от пропагандистской машины РФ надо, уверена газета, только нельзя идти на нее с тупым оружием, а оно у нас тупое и еще тупее – высокомерие в стиле «сейчас займемся русскими», а также созданная при Минкульте 16-членная комиссия с представителями КаПо: «Люди все-таки предпочитают СМИ, не оставляющие впечатления, что за ними стоят какие-то спецслужбы».

LP Eesti Päevaleht спрашивает в рубрике «За и против», является ли георгиевская ленточка на улицах Таллинна вызовом Эстонии. Депутат-реформист Калле Лаанет отвечает утвердительно, несмотря на связь символа с 9 Мая: «По большей части значение ленточки таково: мы поддерживаем Путина и Россию... Причем в Ласнамяэ ленточка на автомобиле беспокоит меня меньше, чем в иных местах, где она бросается в глаза и превращается в вызов. Госбезопасность и власть должны пораскинуть мозгами, как тут реагировать».

Странно, что КаПо еще не взялась всерьез за носящих георгиевские ленточки! Правда, назавтра после первого же «реагирования» их нацепят десятки, если не сотни тысяч человек. Ясно, что экс-полицейскому Лаанету полицейское государство мило и близко, но Эстония вроде в Европе, а Европа вроде не практикует преследования инакомыслящих. Депутату здраво отвечает политолог Мария Мялксоо: «Если ленточки политизировать, если делать из них критический вопрос национальной безопасности, результат может быть прямо противоположным. Такие действия напоминают “политику памяти” в России, пытающейся определить, как именно следует помнить Вторую мировую войну... Вместо того чтобы запрещать или активно осуждать георгиевские ленточки, лучше постараться понять, почему их носят, и как следует об этом поразмыслить».

Борода и ненормальность

В Eesti Ekspress политик-семиотик Михаил Лотман (в рубрике LOTMAN – он же такой один, не было у нас иных Лотманов) разоблачает корни российского фашизма: «После аннексии Крыма это событие сравнили с аншлюсом Австрии и завоеванием Судет. Сперва власти РФ говорили, что сравнение неприемлемо. Потом начало просачиваться кое-что еще: да, как Гитлер, и все о'кей. Вскоре все это сплавилось с мифологемой “Путин – якобы собиратель русских земель”. Так называли князя Ивана Калиту, мудро увеличившего московские владения. Но и здесь вырисовывается Гитлер: была пущена в обиход фраза “один народ, одна страна”, и эта страна – Россия. Путин и сам цитировал Mein Kampf, когда говорил о национал-предателях (а не о сталинских врагах народа)».

Лотман уверен, что РФ назначила украинцев на роль Врага, причем весьма хитроумно: «Т.н. украинцы – якобы два народа. Славяне живут на востоке Украины, там, где Москва разжигает недовольство. Есть еще zapadentsõ – смесь кельтов и евреев». Весь этот бред, правда, Лотман услышал из уст не Путина, а некоего Олега Матвейчева, профессора Высшей школы экономики, но какая разница? Ясно же, что Матвейчев = Россия, а Россия = фашизм. С тем, что пропаганда РФ выкидывает ныне странные коленца, не поспоришь, но и опус Лотмана чудовищно однобок – там ни слова нет про, раз уж на то пошло, украинский фашизм с его нескачущими москалями. Впрочем, чудовищнее другое: лозунг «один народ, одна страна» осуждает член партии IRL, которая вечно блюдет интересы лишь одного народа, – и адресуется это людям, живущим по Конституции, ставящей во главу угла сохранение опять-таки одного народа, его языка и культуры. Видимо, Господь совсем уже отменил стыд в нашей части Вселенной.

На страницах Eesti Päevaleht феномен Путина исследует режиссер Катрин Лаур, сравнивающая главу РФ с бородатой женщиной (бородатым женщином?) Кончитой Вурст. «Путин редко улыбается. На его лице – ни морщинки, которая выдала бы усталость или слабость. Он живет по принципам, носителем которых себя объявляет, он воплощает их физически. В этом смысле он равен Кончите Вурст и сравним с нею. Как и она, он не скрывает от других личную жизнь... Это настоящий мужчина, герой со стальным телом и крепкой волей. Поэтому мы должны доверять Путину, когда он говорит нам, что является нормой. Красивая картинка: Путину противостоит человек, олицетворяющий собой то, что нормой не является, – Кончита Вурст».

Автор видит тут параллели с Эстонией: у нас голосуют за крайне правые партии именно потому, что они, как Путин, определяют «нормальность и ненормальность простыми короткими фразами». (Стоит добавить, что самый цирк начинается, когда правые простаки дерутся друг с дружкой, не замечая бревен в своих глазах. См. опус Михаила Лотмана.)

На портале Delfi подполковник запаса Лео Куннас призывает готовиться к войне с Путиным: «Что надо делать, чтобы не повторить судьбу Крыма? Краткий вывод из уроков украинского кризиса таков: страны, являющиеся, по мнению России, “ближним зарубежьем” и частью “русского мира”, но не попавшие под ее влияние, должны быть готовы к войне... Прибалтика – это песочница, в которой Россия полюбила играть столетия назад. Чтобы и в будущем спорить о том, что определяет эстонцев, мы должны прежде всего выжить – как народ и как страна».

Балаган уходит в Брюссель

Путин, конечно, ужасен, но у нас же еще и выборы на носу. Общее впечатление СМИ от предвыборной кампании – растерянность: кто, куда, зачем? Страшно далек от нас Европарламент, и призывы пойти и проголосовать внятностью не отличаются. Журналист Каролийна Васли пишет в Õhtuleht, что обязательно проголосует, несмотря на многолетнюю абсурдность эстонской политики, чтобы «не дать балагану зеленый свет». Беда в том, что этот балаган прет на любой свет – то ли зрение у него слабое, то ли закон ему не писан.

Писатель Андрус Кивиряхк в LP Eesti Päevaleht пробует убедить читателя отсутствием аргументов. Что с того, что от голосования ничего не изменится? Разве мало мы совершаем бессмысленных поступков? Одним бесполезным действием больше – зато в итоге кому-нибудь прибыток. О прибытке, правда, Кивиряхк не пишет, но сделать другой вывод из его колонки трудно. Чем объяснить эти призывы к эстонскому избирателю, кроме желания не дать победить Сависаару? Не секрет, что последнего Кивиряхк, мягко говоря, недолюбливает.

Редакторы Õhtuleht считают выборы «генеральной репетицией выборов в парламент. Реформисты ведь затеяли ремонт правительства с таким расчетом, чтобы на евровыборах можно было понять, насколько удобоварима для большинства новая коалиция... Наш народ европейская тематика интересует куда меньше, чем местные дела. Избиратели могут исходить не из того, что может сделать кандидат в Брюсселе, и не из его политической программы, а из личных предпочтений. Эту карту, кажется, разыгрывает центристский “номер один” Сависаар, отказавшийся и от поездки в Брюссель, и от дебатов на ERR и в Õhtuleht. Цель центристов – послать в Брюссель русского – заставляет задуматься: за кого будет стоять их кандидат?»

Попробуйте в любой цивилизованной стране Европы написать что-нибудь эдакое с упоминанием национальности кандидата – и вас высекут на главной площади с оркестром, метафорически, но с необратимыми последствиями для журналистской карьеры. Однако фашизм – только в России, а у нас – всегда демократия. Такие дела.

Наверх