Театрал с пеленок

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Дождаться обещанного чуда – сложнее всего.
Дождаться обещанного чуда – сложнее всего. Фото: Константин Седнев

Нынче в театре можно увидеть даже грудничков. Поэтому, отыскав на афише детского спектакля возрастную маркировку «2+», и я отважилась на «культурно-малышовый» эксперимент.

Впервые всей семьей мы отправились на «Теремок» в постановке Русского театра кукол, который работает при столичном Центре русской культуры. Красочный спектакль по сказке Самуила Маршака мне показался самым подходящим для малыша, которому всего-то два с половиной года: хорошо известный сюжет, простые и понятные персонажи, частые музыкальные вставки. И хотя представление короткое – сорок минут без антракта – я очень переживала, что малыш не усидит. Мальчик он у нас смышленый, но такой непоседа.

Кто, кто в теремочке живет?

Подготовкой начинающего театрала я занялась за неделю до спектакля. Вначале мы несколько раз прочитали книжку Маршака, потом посмотрели мультяшную версию. Вскоре ребенок не только знал содержание сказки, но и с легкостью подсказывал маме продолжение «забытых» фраз. Двусложные имена всех жителей Теремка у малыша отскакивали от зубов.

Каждый день я повторяла ему, что поход в театр – все равно, что праздник, и мы попадем в настоящую сказку! Я рассказывала сыну о том, что такое зрительный зал, сцена, занавес, как себя надо вести в театре, что там будет много детишек, а он внимательно слушал. Родственникам в присутствии ребенка было торжественно объявлено: «В субботу мы с Никитой идем в театр!» На что они мастерски изумлялись: «В настоящий? Надо же, какой Никита уже большой». А малыш, с горящими глазенками, гордо кивал головой.

Вечером накануне события, дабы придать ему большей важности, мы с Никиткой перебрали его гардероб. Наутюжили бархатные брючки и рубашку с нарисованным галстуком. В день спектакля нарядный и слегка взволнованный малыш бежал вприпрыжку в свой первый театр, рассказывая об этом и встречным кошкам, и попутчикам в трамвае.

Труд ожидания

И вот мы в парадном вестибюле театра! Начнем, как положено, с «вешалки». Двух-трехлетние театралы в сопровождении мам и пап из раздевалки чинно направляются… в туалет. Так сказать, для подстраховки, ведь выбегать посреди красочного действа – и самому обидно, и соседей потревожишь.


Зрительный зал кукольного театра оказался миниатюрным, но очень уютным – скамеечки, обшитые бархатом вишневого цвета, сцена как на ладони. Вот только Никита долго не мог понять: зачем же садиться? Ведь куклы-то там… за занавесом! Двери театра открываются за пятнадцать минут до спектакля, мы вошли с первыми зрителями. Так для Никиты начался его первый урок получения навыков зрителя, а для меня – тяжкое испытание. Просидев пару минут в ожидании представления, он начал ерзать и вертеться на своем месте. А потом перебрался ко мне на колени с вопросом: «Где же Теремок?».


Еще чуток подождать юный зритель отказался и поспешил ретироваться за декорации, чтобы разыскать запаздывающую мышку-норушку. И вдруг мне и другим родителям на помощь подоспел художественный руководитель Русского театра кукол Владимир Барсегян. Торжественно предваряя сказочное представление, он принялся расспрашивать притихших ребят, что они знают о театре и о сказке, которая вот-вот начнется. Будто волшебник, он вмиг завладел вниманием юной аудитории. Такое вступление для детских спектаклей не случайно, оно втягивает ребятишек в представление, и не дает испугаться смене света и неожиданному появлению героев на сцене.

Птичку жалко!

Волшебное действие началось. Целых двадцать минут мой кроха, затаив дыхание, сидел у меня на руках. Завороженный необычностью происходящего, глаз от сцены малыш не отрывал, не шевелился даже. Зал был полон малышей, и, кстати, Никита оказался в нем не самым юным театралом. Зритель по соседству жадно жевал соску, а другой, на вид раза в два моложе нашего сына, закусывал новые впечатления баранками.

К середине спектакля идиллия прекратилась – кто-то из мелкоты запищал. Нарушителя тишины быстро успокоили, но, как это бывает в детсадовском коллективе, беспокойство по цепной реакции пронеслось по рядам. Никитка тоже стал суетиться. Я поняла, что финал нашего театрального похода близок, если срочно что-нибудь не предпринять. И я, как суфлер, стала комментировать происходящее на сцене ребенку на ушко: «Смотри, куда мышка залезла? А это кто прибежал? Ух ты, петушок! Ой, как здорово он поет!».

Малыш вновь стал следить за приключениями героев. Но тут лиса-плутовка, как назло, схватила и украла петушка, съесть его захотела. Возраст взял свое, Никитка испуганно воскликнул: «Ай, страшная – зубастая, я его спасу!». Последние пять минут я уговаривала его не лезть на сцену в миротворческих целях. Ура, спасительный занавес! От волнения я даже не заметила, чем закончилось представление.

Кульминацией нашего «выхода в свет» стали аплодисменты. Сын от души нахлопался в ладоши. Бурно рукоплескал весь зал, а некоторые ребятишки и вовсе от восторга топали ногами. Они были довольны – улыбались до ушей. А первой фразой моего новоиспеченного театрала, когда мы вышли за порог театра было: «Хочу еще!».

Руками и душой

Русский театр кукол – очень детский театр, и не только потому, что куклы сами по себе – атрибут детства. Чувствуется, что вся труппа души не чает в маленьких зрителях и отчетливо понимает, чем их увлечь. Актеры театра – мастера на все руки. И кукол, и декорации они делают своими руками, вкладывая в них душу. В театре царит особая атмосфера волшебства, праздника, любви и заботы. Здесь сказки оживают, ведь малыши искренне верят в происходящее на сцене. Как ни упрашивают мамы после спектакля дать ребятишкам поиграть с куклами, актеры не идут на уступки.

«Мы не жадины, просто есть культура посещения театра, – объясняет актер Роман Максимук. – Нельзя допустить, чтобы вера в волшебство у ребенка подорвалась. Если дать в детские руки «живую» куклу-актера, она вмиг превратится в простую игрушку».

Работа актера в театре кукол непредсказуема. Юные зрители живо реагируют на все происходящее на сцене. Какие только реплики не летят из зала во время спектаклей! Малыши не стесняются разговаривать с куклами. А иной раз, сильно увлекшись, даже вскакивают и бросаются к ширме. Актеры реагируют на это спокойно – дети есть дети, приходится импровизировать. «И ладно, когда ширма высоко. А бывают еще так называемые «планшетные спектакли» – куклы играют на столе, перед носом у публики, а актеры стоят рядом, и не только слышат зрителей, но и видят их. И вот встает малыш и идет к нам: «Зайка, зайка!». Что делать, стараемся подыграть. По сюжету зайка ждал свою маму. Вот он и говорит малышу: а твоя мама где? Иди к ней скорее!» – с улыбкой вспоминает забавный инцидент директор и актриса театра кукол Ольга Габец.

Какие бы курьезы ни приключались на сцене, актеры единодушны: дети – самые искренние и честные зрители. Они как лакмусовые бумажки: что чувствуют – сразу и показывают. Если детям скучно, они начинают болтать, громко вздыхать, топать ногами. Но если им нравится – в зале стоит тишина. И для актеров за ширмой это самая большая награда.

Актер-кукольник Дмитрий Кордас, который работает и в Русском театре Эстонии, признается, что играть для детей намного приятнее. «Режиссеры в драматическом театре всегда выдумывают что-то образное, глубокомысленное, и иногда сами не понимают что творят. А актеры иной раз не понимают что играют, по себе знаю, – объясняет Дмитрий. – А здесь все честнее. Для детей нет смысла усложнять образы, не надо строить схемы с тайными смыслами. Все должно быть открыто, искренне и просто».

Попробовать стоит!

К первому походу в театр надо готовиться скорее не детям, а их родителям. Важно выбрать подходящий по возрасту спектакль, ведь если малыш не сможет понять смысл происходящего на сцене, он быстро потеряет интерес и замучает не только себя и родителей, но и весь зал. Актеры театра кукол отмечают, что даже груднички на спектаклях – не редкость. Как правило, их берут за компанию со старшими братьями и сестрами. Такие зрители обычно не нарушают порядка, почмокают себе, полюбуются сценой и тихо спят.

Другое дело – дебошир постарше. К сожалению, некоторые мамы и папы приходят в театр с твердой уверенностью, что если они заплатили за билет, то, значит, их ребенок может делать здесь что вздумает – будьте добры, развлекайте. И вот сидит такой родитель, смотрит новости в мобильном телефоне, а ребенок тем временем носится по залу или на сцену уже залез. Конечно, в зале всегда есть работник театра, который может и пальцем пригрозить, и замечание сделать. Но гораздо проще и приятнее для всех, когда родители следят за дисциплиной своих детей. Нужно заранее объяснить ребенку, как принято себя вести во время спектакля, а если малыш все же раскапризничался – не надо бояться уйти из зала.

Чтобы ребенку было легче вникнуть в сюжет, полезно заранее прочитать сказку, по которой будет показан спектакль. Малыша, который оказался в театре впервые, лучше взять на руки. Очень важно, чтобы он не испугался яркого освещения, громких звуков, «живых» кукол. На первый ряд – непосредственно перед артистами – в детских театрах, как правило, ребятишек сажают одних, без родителей. Но не спешите отправлять туда свою кроху, если не до конца уверены, что она спокойно просидит без вас целый спектакль.

Внезапное «Ма-маа! Хочу кушать!» и бегущая через ползала родительница с бананом в вытянутой руке, как олимпиец с факелом, вряд ли украсит представление. Лакомства в зал лучше не брать вообще. Даже самый маленький ребенок сможет прожить без них в течение часа. Дресс-кода в театрах сегодня нет. Но все же лучше, если одежда начинающего театрала будет и удобной, и нарядной. Важно прививать правильное отношение к искусству с младых ногтей. Да и согласитесь, в нарядном платье или костюме шалить несподручно, а может, и вовсе не захочется.

Чем же полезен театр в столь нежном возрасте? «Он развивает воображение, – отвечает на мой вопрос Ольга Габец. – Мне нравится выражение: в душе ребенка распускается цветочек. Это действительно так! Чего малыш не поймет – дофантазирует. Не бойтесь отправиться в театр всей семьей. Попробовать стоит!» В театре маленький человек учится чувствовать чужие эмоции и переживать. Просмотр спектакля развивает и детскую речь. Интонации актеров эмоциональны и выразительны, ребенок на лету схватывает новые слова и выражения. Еще долго после «Теремка» Никитка напевал веселые куплеты и повторял шутки главных героев. Кстати, после нашего дебютного похода в театр эту сказку на ночь рассказываю не я ему, а он мне. Вот она, волшебная сила искусства!

Наверх