Музыканты спасут мир?

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Фото статьи
Фото: из архива Эрки Пехка

Так распорядилась судьба, что тему Украины мы обсуждаем вот уже со вторым музыкантом. Пушки не замолкают, но при этом отказываются молчать и музы.

Эстонский дирижер, художественный руководитель фестиваля оперной музыки PromFest и руководитель «Оркестра XXI века» Эрки Пехк не нуждается в особом представлении ни на родине, ни за ее пределами. Но разговаривали мы, в основном, не о музыке. Маэстро много раз бывал на Украине и только что снова оттуда вернулся: 10 мая в Киеве он дирижировал украинским Национальным ансамблем солистов «Киевска камерата».

На Украине не было порядка


Но поскольку с 2010 года Пехк является первым приглашенным дирижером Симфонического оркестра Национальной государственной телерадиокомпании Республики Беларусь, начали мы все-таки с Белоруссии.

– По долгу службы вы регулярно бываете в Белоруссии, которую обвиняют в тоталитаризме. И как вам белорусский тоталитаризм?

– Конечно, я в Минске не живу, но когда приезжаю, вижу: красивый город, чистота, порядок. На какие деньги – я не знаю, и, может быть, как говорят, все это благолепие через какое-то время рухнет… Но пока что люди довольны и счастливы. И работают, что немаловажно. Когда я прихожу на радио, меня проверяют четыре охранника. Конечно, вполне хватило бы двух, причем каждый из них мог бы получать зарплату в два раза выше. Но что стали бы тогда делать два других – это вопрос.

Свои плюсы и минусы есть и у нашего свободного рынка, и у белорусского «тоталитаризма». Но наши плюсы и минусы в большей степени зависят от нас самих, а там – от властей. Люди разные, и кого-то устраивает первый вариант, кого-то второй. Многим нравится, когда «отец дома – и в доме порядок». Разумеется, есть и те, которым это не нравится, но их в Белоруссии не очень-то слышно. И это минус. Но порядок – пусть его хвалят или ругают – там есть. А на Украине его не было.

– И какой порядок вы порекомендовали бы Украине – белорусский или европейский?

– Это им решать, но пока они не там и не там. В этот приезд в Киев я увидел, что украинский народ себя нашел. Я был в Киеве несколько раз, и атмосфера бывала разная. Например, после «оранжевой революции» наблюдался позитив, потом, во время правления Януковича было хуже. И то, что произошло, это результат его правления. А сейчас люди поняли, какие ошибки были допущены и что политикам доверять нельзя. Когда украинцы увидели, как живет президент, все эти золотые дворцы, они испытали шок.

– А чем олигарх Порошенко лучше?

– Скажем так: он лучший из всех имеющихся на сегодняшний день вариантов. У него и репутация поприличнее, чем у других, и он явно не глуп. И, может быть, он поймет, в каком направлении теперь, после всех этих событий, следует двигаться Украине.

– Но сумеет ли он наладить отношения с Востоком страны?

– Да, Восток – это проблема. Там, кто громче кричит, тому и верят. И ментально они уже не живут на Украине. И, что самое печальное, никому не нужны. Сейчас люди вроде бы определились: одни – за Украину, другие – за отделение от нее. Но ведь необходимо четкое понимание – зачем все это и что дальше?

– Самое печальное, что уже немало жертв.

– Эти жертвы на совести тех, кто занимается пропагандой, навешивает ярлыки. Конечно же, киевское правительство – не фашисты, и, конечно же, они не с неба упали. Это люди, которые были выбраны народом, просто сейчас они занимают другие должности. Но посмотрите, чем занимаются СМИ: показывают митинги, демонстрации, что-то еще – огромные толпы народа. Но митинг в тысячу человек, даже в десять тысяч – это много в масштабах, допустим, Таллинна, но не в масштабах двухмиллионного Донецка. С одной стороны людей пугают сепаратистами, с другой – националистами. Но и тех и других не так много.

– Но, тем не менее, националисты крайне неприятны.

– Национально направленные люди есть везде – и в Испании, и в России, и у нас. От этого никуда не уйдешь. Но в основном народ – в любой части Украины – продолжает жить и заниматься своими делами, ходить на работу, в гости, но не на митинги.

История: наука, а не инструмент

– Вы сказали, что Восток Украины никому не нужен. Это как?

– В Киеве уже такие настроения, что люди говорят, мол, пусть Россия забирает Донбасс. Но это не им решать, и не России, и не США. Восток должен определиться сам, чего он хочет. Пусть участвуют в президентских выборах. Референдум нужно было проводить после них, а не сейчас. Но выборы 25 мая в этом регионе будет трудно провести, люди накручены.

– Так ведь там до смерти испугались правых!

– Проблема не только в этом. Янукович четыре года врал народу, что Украина идет в Европу. А потом отказался подписывать договор. Для областей не восточных это стало шоком, они уже мысленно находились в Европе, многие туда ездили – и работать, и отдыхать. А Восток ездил в Россию и вообще был на нее ориентирован. Но о Востоке тогда никто не думал, а тот не думал о ЕС. Они жили, как в разных государствах! Киев вышел на майдан и заявил о своих требованиях, опять же не думая о Востоке, – и вот вам результат.

– А как насчет сфер влияния, вроде того, что цапаются Россия и США, а чубы трещат у украинцев?

– Да, конечно, и борьба влияний. Но все это очень сложно. Сейчас опять происходит некий передел сфер влияния – вон, виданное ли дело, Сирия попросилась в Таможенный союз. Я считаю, что нам всем следует «забыть» историю: в XXI веке она не помогает.

– То есть?

– Нет, конечно, историю надо изучать и знать, но не стоит использовать ее для удовлетворения политических амбиций. В истории каждый может найти свое право, свою правду. Победы, поражения – все это можно трактовать по-разному, в зависимости от того, как это выгодно сегодня, вытаскивать одни факты, забывать о других, тасовать их, как колоду. А выгодно всем по-разному. Нам всем надо начинать с чистого листа, без пропаганды. Хорошенько думать, чего мы хотим. И не верить пустым обещаниям политиков. На Украине не привыкли к демократии. Да, и она, как говорится, несовершенна, но лучше пока ничего не придумали.

– Но Янукович вроде бы был выбран демократическим путем, и майдан – тоже своеобразное проявление демократии, но какое-то устаревшее. И надоевшее. Раз устроили, второй… Сколько еще? Каждый раз, как что-то не понравится, будут громить город? Это напоминает цветные революции в Азии и Африке.

– То, что они выбрали Януковича, было ошибкой. Да, это был выбор народа, но вынужденный выбор того времени. И майдан – это, конечно, уже результат беспорядкa. Но неправильно говорить, что он был организован Европой или США. Люди вышли в первую очередь не за Европу, а против Януковича.

Эстония – не Крым


– Тут у нас, в Эстонии, после крымских событий начались некоторые волнения по поводу того, что на очереди Эстония. А некоторые граждане с перепуга аж в истерику впали: Путин нападет на нас. Вы боитесь Путина?

– Я? (Хохочет.) Я не боюсь.

– А почему это? Вдруг нападет и «воссоединит»?

– Зачем мы ему? И даже исторически это не тот случай. Крым случайно подарили Украине, а восточную Эстонию никто никому не дарил. Эстония была и шведской, и датской, и немецкой, и русской… Запутаешься разбираться. И я, пожалуй, соглашусь с той точкой зрения, что русские не испытывают лютой тоски по Эстонии как части России.

– Вы сами вспомнили, что Крым случайно подарили. Ваше отношение к нынешней проблеме?

– Конечно, для XXI века это не слишком цивилизованный поступок со стороны России. С другой стороны, уже был прецедент Косово…

– И в Косово – с кровью, а в Крыму – без крови.

– Это так. В Крыму все было лучше, хитрее подготовлено, можно даже сказать, что гениально.

– А если бы не воссоединение Крыма с Россией, там бы сейчас творилось то, что происходит в Мариуполе, Одессе, Луганске, на Донбассе.

– У меня сложилось впечатление, что украинцы не делают из Крыма особой проблемы. Вот будет выбрана новая власть, и пусть она скажет свое слово, как решить этот вопрос.

Пора сделать выбор

– Как сейчас выглядит майдан?

– То, что я видел, это печально. Свечи, фотографии погибших, выгоревшие здания, люди, живущие в палатках… Но уже более-менее спокойно и, может быть, поэтому не страшно.

– А пресловутые грядки с укропом и чесноком видели?

– Они там есть? Нет, не видел. Может, они где-то в глубине? Я особенно не углублялся. Майдан майданом, но в Киеве весна, цветут каштаны – красота! Уже наводят порядок, ремонтируют тротуары. Если чуть отойти от майдана, то все нормально и нет никакого ощущения войны. И о ней на улицах не говорят – люди устали. Они верят, что теперь все будет по-другому.

– Но вроде бы в политике все те же персонажи…

– Люди надеются, что даже если у власти окажутся те же персонажи, они будут вынуждены повести себя по-другому.

– А если нет?

– Тогда народ снова выйдет.

– Вы слышали, как дополнили высказывание Гегеля о том, что если история повторяется дважды, то в первый раз это трагедия, а во второй – фарс?

– Как?

– В третий – для тупых, это, кажется, сказал Шендерович. А теперь кто-то продолжил: в четвертый – для Украины.

– (Смеется.) Но, может быть, народу и не придется выходить. Может быть, знание того, что он способен выйти, уже послужит для новой власти сдерживающим фактором. А сейчас в Киеве очень приятная атмосфера – полно кафе, ресторанов, люди доброжелательны, и чувство возникает такое… европейское. Очень многие здания отреставрированы. Я уже шестой раз в Киеве, но раньше почему-то не замечал, как много там красивых зданий в югендстиле, в стиле ар-деко. А цены – в два раза ниже, чем у нас. Так что всем рекомендую туда съездить, причем сейчас, пока не убрали майдан – а это обещают сделать в течение двух месяцев – потому что и майдан стоит увидеть.

Кстати, я выступал на украинском радио, в прямом эфире, и высказал свою точку зрения на события. Меня спросили, что бы я пожелал украинскому народу, и я ответил: «Чтобы народ сделал выбор и не думал, что от него ничего не зависит. Но явил свою волю более разумным способом – посредством голосования. И в этом плане Эстония может показать хороший пример».

Главное – культура


– Но давайте перейдем к мирной теме – музыкальной.

– Уровень украинских музыкантов очень высок, Украина дала миру много имен. И Национальный ансамбль солистов – прекрасный оркестр, в котором каждый музыкант может играть соло. Меня пригласили управлять им в третий раз, и я был счастлив. В первый раз мы играли эстонскую музыку: самые яркие произведения от классики до современных, от Хейно Эллера до Тыну Кырвитса. На Украине очень образованная музыкальная публика, она идет даже на незнакомые имена, ведь по сути в основном знают Арво Пярта.


И во второй раз, в 2010 году, как раз был юбилей Пярта, и мы играли только его музыку. А сейчас играли классику: Моцарта, Бетховена, Вагнера. Солировали наша прима, сопрано Хели Вескус, которая исполнила «Пять песен на стихи Матильды Везендонк» Вагнера, и двадцатилетний израильский пианист Юваль Гилад, с ним мы исполняли Второй концерт Бетховена для фортепиано с оркестром си-бемоль мажор. У него, я уверен, впереди мировая слава. Хели сейчас находится на вершине своего творчества, Гилада ждет блестящее будущее – вот такое сочетание: расцвет и начало. Концерт состоялся при поддержке эстонского фонда «Капитал культуры», МИД Эстонии и депутата Европарламента Кристийны Оюланд.

– Только работали или развлекались тоже?

– Ходил в оперу, конечно, очень много гулял с фотоаппаратом. И, еще раз хочу это подчеркнуть, никакой опасности не чувствовал. Конечно, по дороге из аэропорта были проверки, останавливали все большие машины, но это вполне понятно.

– Еду украинскую ели?

– Да, пробовал все, хотя сейчас я пытаюсь стать вегетарианцем. Так что сала не ел, но его я пробовал раньше. Вареники там очень вкусные, в каком-то ресторане был шикарный вегетарианский борщ, самый яркий борщ в моей жизни. Пил и пиво, хотя, конечно, без фанатизма – тоже хорошее. Кофе везде вполне приличный. А еще, вы будете смеяться, в Киеве отличные суши, а как-то я набрел на замечательную французскую булочную. Так что голодным в Киеве никто не останется, еда там – на самые разные вкусы и кошельки.

– Я потрясена: музыканты более здраво судят и многое понимают лучше, чем… Ну, не будем показывать пальцами. И это странно: ведь творческие люди живут не в логическом мире, а в мире эмоций. Вот, например, у актеров, как мне кажется, с политикой не очень клеится. Может, стоит доверить мир музыкантам?

– Вы не первая, кто так говорит, и, наверное, в этом есть рациональное зерно. Музыканты – не просто люди эмоций. Для того чтобы хорошо играть, они должны знать историю музыки, а значит, и историю и культуру разных стран. Мы должны понимать и архитектуру, и живопись, и мир вообще. И чувствовать других людей, настраиваясь на них. Иначе ничего у тебя как у музыканта не получится. Актеры совсем другой народ: они не бывают на сцене самими собой, постоянно играют. Впрочем, как и политики. А музыкант на сцене должен оставаться собой.

И к слову о культуре: именно ее не хватает для того, чтобы люди поняли друг друга. На той же Украине – было бы больше культуры, не было бы сегодняшних проблем. Это касается всех: и тех, кто построил для себя дворцы, и тех, кто вышел на улицы.

***
Справка ДД:

Эрки Пехк
В 1993 году окончил Эстонскую академию музыки по классу фортепиано, хорового дирижирования и дирижирования оркестром.
Повышал квалификацию в Латвийской музыкальной академии и в Гильдхоллском музыкальном колледже в Лондоне, участвовал в мастер-классах Хироюки Иваки (Kirill Kondrashin Masterclass) и Джона Элиота Гардинера (Mozart Interpretation Courses).
С 1994 по 2011 гг. был дирижером в Эстонской национальной опере, провел более 700 спектаклей.
Сотрудничал со многими эстонскими оркестрами, а также с оркестрами Латвии, России, Финляндии, Болгарии, Украины, Белоруссии и Литвы.

Наверх