Власть № 4. Думаем по-большому, делаем по-маленькому

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Таави Коткас, э-отец э-эстонской э-нации на э-фоне э-тигра, который пока э-спит. Главное – на э-вымя не наступить.
Таави Коткас, э-отец э-эстонской э-нации на э-фоне э-тигра, который пока э-спит. Главное – на э-вымя не наступить. Фото: Михкель Марипуу

На этой неделе эстонские СМИ поразил идейный гигантизм с экономическим уклоном, но и о русских никто не забывал.

Успех Яны Тоом на евровыборах (русская! в Европарламенте! от Эстонии! что делать? куда бежать?) много кого лишил сна. Но постепенно люди осваиваются в новой, кошмарной для них реальности и, как обычно, отыскивают в ней плюсы. Яна Тоом превращается в стихийное бедствие, форс-мажор невиданной силы, с которым, как с землетрясением, можно только смириться.

Волобуев, вот вам флаг

Редактор Õhtuleht Марго Паюсте так и пишет: «Не стоит понапрасну отчаиваться. У факта, который изменить никто не может, есть и положительная сторона... Даже если у нас в Брюсселе появилась своя Татьяна Жданок, что с того? Чего последняя добилась в еврокоридорах, чтобы навредить Латвии?.. А еще Тоом на пять лет уедет из Эстонии. Некий офицер КаПо вздохнет с облегчением, да и Сависаар, наверное, тоже. По другим причинам. Первый – потому что не нужно дышать одним воздухом с пламенным борцом. Второй избавился от серьезного конкурента на пост вождя центристов и получил отсрочку в деле превращения партии в русскую. Теперь Самому надо куда-то деть Кылварта».

Роль голоса разума взял на себя врач Адик Левин, написавший в ту же газету письмо: «Удивительно, что и Тунне Келам, и Андрус Ансип, и Марью Лауристин возмущались избранием центристки Яны Тоом вместо того, чтобы поздравить коллегу. Неужто люди, голосовавшие за Яну Тоом, – граждане второго сорта?.. Яна Тоом представляет своего избирателя, и наша европейская демократия должна принять это как должное. Если под интеграцией некоторые понимают полную ассимиляцию, это очень опасный подход...»

Но и кроме Яны Тоом есть с чем бороться. Реформист Калев Лилло отметил на портале Delfi День флага, сравнив любимый триколор с ужасной георгиевской ленточкой. Лилло безмерно огорчен непатриотичностью населения, не желающего любоваться флагом круглосуточно: «Флаг – символ независимости и мог бы развеваться каждый день, когда Эстония независима». Но какой патриотизм без врага? «Весной 2007 года противники эстонской независимости нашли свой символ – георгиевские ленточки, мы видим их и сегодня, особенно на 9 Мая... Оранжево-черная ленточка, символизирующая новорусский шовинизм, рождает в эстонцах отчуждение. Отчего бы патриотам Эстонии не украсить автомобили ленточками в национальных цветах?» Еще Лилло предлагает банкам вручать триколор людям, берущим кредит. Видимо, чтобы помнили, кому они обязаны хорошей жизнью-то.

Pohhuism и безработица

После евровыборов природа встрепенулась, и на читателя дохнуло ветром больших идей. Бизнесмен Индрек Нейвельт выдал идею: доведем минималку до 1000 евро через четыре года! «Нам нужна смелость думать по-большому, – пишут редакторы Eesti Päevaleht. – Неважно, реалистично предложение Нейвельта или нет. Он поставил новую цель: эффективность экономики Эстонии должна быть такой, чтобы львиная доля ее жителей думала не об основных потребностях, а о чем-то большем... Многие исследования показывают, что есть связь между доходом и демократией... Когда доход превышает 700-800 евро, у людей остается энергия требовать от жизни большего – ответственных правителей, верховенства закона. Бедняк относится к власти скорее в стиле „оставьте меня в покое”; по мере увеличения дохода люди чаще спрашивают себя, в такой ли стране они хотят жить».

К затее Нейвельта сделать народу утопический подарок на столетие ЭР позитивно отнесся и Õhtuleht: «После „эстонской Нокии” у нас не было серьезных идей, которые сплотили бы народ. Реформистский лозунг насчет пяти богатейших стран Европы не в счет, он сравним с обещанием Хрущева построить коммунизм к 1980 году. Абстракциями народ не прокормить – он уезжает в Финляндию». Конечно, продолжает газета, многие возразят, что поднять зарплату не позволяет производительность труда, а еще резкий рост зарплат опасен для конкурентоспособности: мы ведь славимся дешевой рабсилой. Но «кто не согласен с планом Нейвельта, вместо критики пусть предложит лучший план для одоления стагнации».

Это все, как говорил герой Стругацких, очень бла-ародно, но есть ведь и суровые скалы реальности. В том же Õhtuleht депутат-соцдем Барби Пильвре пишет о безработице среди молодежи. Официально работы нет у каждого шестого молодого человека, что лучше, чем в 2010 году, когда ее не было у каждого третьего, однако специалисты утверждают, что между статистикой и реальностью – пропасть. Пильвре осторожно предполагает, что pohhuism (все-таки кое-чем эстонская культура русской обязана!), агрессивность в Сети и на улице и эмиграция «могут быть связаны с безработицей». У ЕС между тем есть свой план – к 2020 году снизить молодежную безработицу до 10 процентов. В Эстонии это вряд ли возможно. А вы говорите – минималка в 1000 евро.

Э-исамаа, э-ыннь, э-рыым!

Между тем в теории выход есть. В Postimees докторант Тартуского университета Аллан Тедер пишет о том, что зарплаты в ЭР составляют менее половины ВВП, и эта величина уменьшается. Иначе говоря, все больше денег получают не работники в виде зарплаты, а группка бизнесменов и финансистов в виде прибыли. В среднем по ЕС зарплата составляет половину ВВП, в Швейцарии это 60 процентов, в Швеции – 55, а у нас – всего 46 процентов. Между тем в 1970-1980-х годах зарплаты составляли 70-80 процентов от ВВП.

Отсюда ясно (экономисту, но не власти), что надо бы менять налоговую систему. Ныне государство облагает налогами в основном потребление и рабсилу, но не капитал. Соотношение налоговой нагрузки на зарплаты и на прибыль в Эстонии – восемь к одному. И капиталу это нравится. Если же ввести налог на прибыль в размере 12 процентов, выручка от него покроет нынешние поступления от подоходного налога на физических лиц и на дивиденды. А если при этом для нас, простых смертных, подоходный уменьшить до 15 процентов, мы будем больше получать и потреблять – и экономика завертится. Государство в результате получит на миллиард евро больше налогов. Вот он, реальный план! Но только какой Рыйвас пойдет поперек Его Величества Капитала? Как писал экономист Даннинг, «при 50 процентах прибыли капитал положительно готов сломать себе голову, при ста процентах он попирает все человеческие законы, при трехстах процентах нет преступления, которое он не рискнул бы совершить, пусть и под страхом виселицы».

И потом, у государства иные планы. Оно готовит грандиозный проект по увеличению числа эстонцев до десяти миллионов. Нет, это не опечатка. 10 000 000 эстонцев! С прибавлением одной буковки: э-эстонцев. Как свидетельствует редакционная колонка Eesti Päevaleht, после того, как из коалиции изгнали партию IRL, отвергавшую э-эксперименты с понятием «эстонский народ», наш э-тигр готовится к амбициозному э-прыжку. Зеленый свет дан э-идее IT-канцлера министерства экономики Тави Коткаса, предложившего ввести понятие «э-резидент», он же э-эстонец и э-соотечественник. По осени мы станем выдавать кому ни попадя дигитальный ID, чтобы инвесторы со всего мира к нам потянулись и принялись на нашей э-платформе предлагать тому же миру э-услуги. До десяти миллионов число э-эстонцев планируется довести к 2025 году. Хорошо бы убедить инвесторов доверять Эстонии и действовать в рамках наших законов, но, говорит газета, почему бы и нет? Масштабы-то впечатляют! А звучит как: э-эстонцы! Э-родина! Э!..

Наверх