В минувший четверг, 22 мая, вооруженные силы Таиланда под командованием генерала Прают Чан-Оча осуществили в стране очередной государственный переворот, свергнув демократически избранное правительство Йинглак Чинават.
Демократия по-тайски: военно-роялистский вариант
Правда, пару недель назад Конституционный суд Таиланда объявил правительство нелегитимным, обвинив его в коррупции. При этом переворот поддерживается и исключительно популярным, окутанным ореолом святости королевским двором.
Ситуация на Таиланде напряжена, часть общества охвачена брожением умов, ситуация может выйти из-под контроля. Вместе с тем люди, видимо, уже привыкли к такому положению. С 1932 года, когда в стране установилась конституционная монархия, в ней произошло более трех десятков военных переворотов. При этом в XXI веке уже было четыре успешно завершившихся переворота и один неудачный. В основном в такого рода событиях немаловажную роль играли монархия и судебные власти.
С другой стороны, Таиланд – достаточно стабильная и развитая страна, пользующаяся огромной популярностью среди туристов. В периоды стабилизации там вполне успешно функционирует парламентарная система. Однако периоды стабильности хронически сменяются смутными временами, которые завершает очередной coup d'état.
Общество переживает глубокий раскол и не способно прийти к согласию в отношении общих направлений своего развития, а силы различных сторон примерно равны. На выборах можно предполагать наличие масштабных фальсификаций, и это обстоятельство стимулирует эндемический переход от демократии выборов к уличной демократии, а затем и к «военной демократии».
Феномен Таксина
Нынешний кризис, продолжающийся по сути уже двенадцать лет, в первую очередь обусловлен деятельностью противоречивой фигуры бывшего премьер-министра страны Таксина Чиннавата. В 2001 году в результате довольно демократических выборов он пришел к власти и начал претворять в жизнь политику повышения уровня жизни беднейших слоев – в первую очередь, в сфере здравоохранения и образования, а во вторую – посредством дотирования товаров первой необходимости. Разумеется, он пользовался огромной популярностью среди бедняков, и не только среди них.
Вместе с тем Таксин Чиннават, видимо, небеспочвенно, обвинялся в коррупции и в популизме. Он начал свою карьеру как полицейский чиновник, удивительно быстро разбогател, занявшись бизнесом в сфере СМИ, а затем, воспользовавшись своими ресурсами, устремился в политику. Такой политик и его деятельность оказались не по душе старой аристократии и значительной части среднего класса. В 2006 году в стране поднялась масштабная волна протестов, практически парализовавшая ее жизнь.
Главной вотчиной противников Таксина стал Бангкок, а его сторонники сосредоточились преимущественно в сельских районах, хотя подобное деление является крайне упрощенным, поскольку представители каждого лагеря были и там и тут. Сторонники Таксина получили известность, как «красные рубашки», противники – как «желтые рубашки», поскольку в ходе демонстраций и те и другие облачались в соответствующую «форму».
В 2006 году протесты и столкновения между красными и желтыми увенчались очередным военным переворотом, Таксин бежал из страны. Но история на этом не закончилась. Вскоре в результате выборов к власти вновь вернулись красные рубашки, во главе которых стояла младшая сестра Таксина Йинглак Чиннават. Можно предположить, что на самом деле за всем этим стоял старший брат Таксин.
Но все это было и остается не по душе желтым рубашкам, поэтому прежнее противостояние вышло на новый виток.
Роль королевской семьи
Королевская семья пользуется в Таиланде огромной популярностью, ее окружает ореол святости. И все это на полном серьезе, а отнюдь не так, как в Великобритании, где монархия стала преимущественно темой для желтой прессы. Причин здесь множество.
Королевство Таиланд является одной из немногих азиатских стран, сумевших благодаря мудрой дипломатии королевской династии избежать колониальной зависимости от европейских держав (хотя и попав в зону английского влияния). Таиланд – глубоко религиозная тхеравада-буддистская страна, ее король традиционно считается защитником веры. Вдобавок личность правящего ныне короля Пхумипона Адульядета является исключительно харизматичной и пользуется популярностью практически среди всех слоев населения. Однако он уже стар.
Его сын, кронпринц Вачиралонгкорн, напротив, совсем не столь популярен, его подозревают в связях с Таксином. Противники Таксина были бы рады, если бы новым королем страны стал внук короля – девятилетний сын Вачиралонгкорна принц Дипангкорн, а вплоть до достижения им совершеннолетия регентом могла бы быть его тетка, сестра кронпринца Сириндон. Последняя разделяет воззрения «желтых рубашек», а юного короля можно направить «на верный путь». Таким образом, общественный раскол не миновал и королевское семейство.
Согласно конституции Таиланда, нового монарха утверждает парламент. Тем самым цель обоих лагерей обеспечить себе поддержку парламентского большинства на тот момент, когда почтенный король отойдет в мир иной и придет пора утвердить нового монарха.
В такой запутанной ситуации армии действительно приходиться играть роль стабилизирующей общество силы. С другой стороны, армия также коррумпирована, поэтому она хоть и справляется с поддержанием элементарного порядка и снятием напряженности, однако разрешить конфликт не в силах.
Но ведь демократия имеет множество форм, в том числе и военно-роялистскую, как в Таиланде.