Не шашлыком единым

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Фото: Художник: Сергей Драгунов

Любимый народный праздник – Иванов день, а особенно его канун, – можно отметить не только весело, но и содержательно. «День за Днем» предлагает несколько рекомендаций от компетентных людей.

Иванову ночь можно, конечно, праздновать и в городе. Но лучше – в лесу. Так, естественно, считает и Центр управления гослесами (RMK). Особенно целесообразно выбраться в лес в этом году, когда череда выходных дней выпала на редкость продолжительной.

Открывая новые места

«Это отличная возможность познакомиться с окружающей природой еще в дневное время, чтобы выбрать заросли папоротника, в которых вы будете искать волшебный цветок, – советует руководитель коммуникационных проектов RMK Марина Полтавцева. – Даже если цветок найти не удастся, эмоции от соприкосновения с прекрасной эстонской природой наверняка надолго останутся в памяти».


Вся территория Эстонии разделена на 13 зон отдыха, включая острова Сааремаа и Хийумаа. «Отправляясь в ту или иную местность, есть смысл не только отметить праздник, но и воспользоваться различными туристическими возможностями, – говорит Полтавцева. – В каждой зоне они свои. Подробнее о них узнать можно на нашей домашней странице, в том числе и на русском языке. Иванов день можно сделать содержательным и полезным, каждый год открывая для себя новые места: в наших лесах – по самым живописным их местам – проложено более 2000 километров туристических маршрутов, пешеходных и велосипедных троп».


Что касается мест для ночевки и разведения костра, то и здесь возможности большие. Во всех уголках Эстонии гостей ждут десятки лесных хижин и домиков – с разной степенью удобств, но обязательно с оборудованным местом для костра.


Нелишним будет напомнить о правилах поведения в лесу, хотя они общеизвестны: необходимо соблюдать чистоту, бережно относиться и к природе, и к окружающим людям.

Огни радости

Всем известно, что по происхождению Иванов день – древний языческий праздник, отмечаемый многими народами, хотя и с некоторыми отличиями.

«Если славянские народы в праздник Ивана Купалы приоритет отдают воде, что, в частности, хорошо показано в фильме «Андрей Рублев», то эстонцы – огню, – говорит историк Юри Куускемаа. – Правда, у древних эстонцев, особенно у женщин, было принято на рассвете после Ивановой ночи купаться в росе. Это вполне осуществимо и сегодня».


По словам Куускемаа, костры радости в старину горели по всей Эстонии не только в Иванову ночь, но и в канун Дня апостолов Петра и Павла 29 июня, и в канун дня восшествия Пресвятой Богородицы на гору к Елисавете, матери Иоанна Крестителя. Но упор все-таки делался на первый праздник, момент летнего равноденствия.

Сохранились описания празднования Иванова дня в первой половине ХVI века у стен Пиритаского монастыря, куда стекалось множество паломников-крестьян. Церковь объявила, что в этот праздник прощает грехи за определенную плату.

На столе в церкви крестьяне ставили свечи и самодельные фигурки домашних животных, вылепленные из воска (после праздника из этих фигурок изготавливались свечи). Потом люди бросали через левое плечо в сторону алтаря серебряную монетку, умоляя Господа дать хороший урожай и о прочих благах.

И начиналось веселье. Из города привозили пиво, приходили волынщики: легкие у них были такие мощные, что звуки волынок разносились на несколько верст вокруг. Народ под музыку волынок танцевал.

Богатые горожане приезжали посмотреть на происходящее со стороны, а заодно проверить, нет ли среди веселящихся беглых крестьян из их поместий.
В ночь шли искать цветок папоротника. Считалось, что кто его найдет, тот будет счастливым и богатым, а также обретет способность открывать без ключа все замки и быть невидимым.

Молодые люди уходили искать цветок, как правило, парами. По словам Куускемаа, в летописях отмечается, что цветок никто особо не надеялся найти: поиски служили лишь поводом для уединения и предания любовным утехам.

Иванов день – пример того, как языческий праздник оказался тесно переплетенным с церковным. Как это произошло? Юри Куускемаа рассказывает, что древние римляне еще в дохристианскую эпоху 25 декабря праздновали День Непобедимого Солнца – после этого светило поднималось на небе все выше.

Когда стало набирать силу христианство, духовенство решило придумать свои праздники. А поскольку языческие были очень популярны, было решено, чтобы постепенно их вытеснить, совместить с ними церковные. Вот и постановили в тот же день, 25 декабря, праздновать день рождения Иисуса Христа. Дескать, пусть Солнце будет олицетворять физический свет, а Иисус Христос – духовный.

А празднование дня летнего солнцестояния совместили с днем рождения Иоанна Крестителя. Отсюда и название – Иванов день.

«В декабре в древности тоже жгли костры, чтобы дать Солнцу силы и помочь подняться повыше, – говорит Куускемаа. – В дни же летнего солнцестояния их жгли, чтобы помочь Солнцу как можно дольше оставаться в зените на радость всем».

Клещи и светлячки

Иванова ночь невозможна без костра. А между тем костер в лесу – чрезвычайное явление для лесной живности, рассказывает зоолог Алексей Туровский: «У животных хорошо развито сумеречное зрение, им привычен ровный неяркий свет, исходящий от луны, а тут – все не так. Огонь внизу, близко, он очень яркий и как бы пляшущий».

У млекопитающих костер вызывает двойственную реакцию: с одной стороны тревожно, с другой – интересно. Особенно молодняку – косулятам, лосятам, лисятам, волчатам, которые с большой долей вероятности могут располагаться километрах в полутора от огня. Им и поиграть хочется с языками пламени, и в то же время боязно.

Птицы не так любопытны, ночью они спят, и костер – это не то, что сделает их ночь бессонной. Могут проснуться, но выяснив, в чем дело, сразу заснут опять. Другое дело – птицы ночные. Не стоит делать очень высокий костер, говорит Туровский, наиболее любознательные из этих птиц могут обжечься.

Огонь в лесу привлекает внимание и живности помельче, и не всегда приятной. Например, клещей. В наших краях водятся в основном собачьи и таежные. Близко к костру они не подползут: слишком жарко. Но чуть поодаль, предупреждает Туровский, они только и ждут, чтобы напасть на того, кто отойдет. «Клещей очень привлекают запахи веществ, выделяемых при горении древесины», – объясняет зоолог и советует принимать соответствующие меры предосторожности.

Полная противоположность кровожадным клещам – милые светлячки. Это такие жучки, самки которых в темноте светятся мистическим зеленоватым светом. По словам Туровского, светлячки любят влагу и прохладу – как раз такая погода у нас обычно в Иванову ночь.

«Я понимаю, что это романтично – украсить волосы девушки светлячком, но, пожалуйста, не делайте этого, – просит Алесей Туровский. – Это очень полезные жучки, а жизнь у них и без того непростая. Давайте быть добрее».

Наверх