Сезон отпусков стартовал, и жители нашей нежаркой страны стайками потянулись на юг к гарантированному солнцу. Но до пальм и роскошных пляжей сначала нужно добраться, а для некоторых людей пара часов в самолете из-за боязни полетов превращается в настоящую муку.
Небесный мандраж
Нередко на борту воздушного судна можно заметить страдальца, который постоянно заглядывает в иллюминатор, пристально следит за действиями, выражением лица и разговорами бортпроводников, тревожно прислушивается к шуму двигателей и явно чувствует себя не в своей тарелке. Боязнью полетов, по разным данным, страдает от 15 до 25 процентов взрослого населения планеты.
«Больше всего к ней склонны представители тревожного типа личности (в одинаковой степени мужчины и женщины), а также люди, которые не умеют выражать свои эмоции – добросовестный тип, – рассказывает психолог Владимир Кукк. – Про последних в народе говорят «сухарь», он застегнут на все пуговицы, это человек в футляре. У него идет накопление мелких стрессов и задержка эмоций. Он несколько раз перетерпел, сдержался, а потом эмоциональный котел переполняется и происходит взрыв. Это почва для развития разных фобий. У человека их может быть несколько, в том числе и боязнь полетов».
Страх или фобия?
Психолог Наталья Скворцова добавляет, что у мужчин страх полета часто вызван боязнью потерять контроль над ситуацией: «Это проблема доверия, в данном случае – к пилотам. Правда, все забывают о том, что пилоты тоже жить хотят».
Скворцова подчеркивает, что не нужно путать обычный страх полета, встречающийся у многих людей, с настоящей аэрофобией, которая распространена гораздо меньше:
«Все-таки то, что мы летаем самолетами, – это не естественное состояние человека, поэтому некоторый страх, особенно во время первых перелетов, еще не фобия. При аэрофобии люди, оказываясь на борту самолета, впадают в такое состояние, когда теряют ориентацию в пространстве, ясность мысли и контроль над собой. У них может появляться очень сильная дрожь, холодный пот, сухость во рту, проблемы с дыханием, расстройство желудка, учащенное сердцебиение, резкое увеличение пульса, человек может покрыться пятнами. И часто происходит то, что называется разрывом мышления, пассажир никак не может собраться. Вот тогда это фобия. Таких людей не так много, и они, как правило, отказываются от полетов вообще, их ничем не заманишь на борт самолета. А если человек говорит, что у него аэрофобия, но летает по два раза в месяц, это все-таки просто страх».
По словам специалиста, страх достаточно легко снимается. В некоторых странах пообеспеченнее для работы с такими страхами привлекают не только психологов, но и симуляторы полета. Настоящая аэрофобия, как правило, встречается в рамках полифобийного расстройства. То есть у пациента наблюдаются также и другие патологические страхи. Часто на аэрофобию наслаиваются боязнь открытого (агорафобия) или, наоборот, замкнутого пространства (клаустрофобия), боязнь высоты, социофобия (человек боится, что другие увидят, как ему страшно), страх покраснеть, боязнь смерти от инфаркта или инсульта, особенно на борту самолета, и т. д.
Расслабьтесь и дышите
Что же касается обычного страха полета, Скворцова рекомендует сначала попытаться справиться с ним самостоятельно (так как именно собственные достижения наиболее полезны для развития личности человека), если же это не удастся, имеет смысл обратиться к психологу.
«Если говорить о простейших рекомендациях, то первое – это нужно понять, что человек накручивает себя в самолете сам. Ему следует найти в себе силы и проанализировать, что именно он делает для роста собственной тревоги. Например, начинает сильно напрягать тело. Либо задерживает дыхание, либо, наоборот, слишком часто дышит. Ищет глазами тех, кто тоже боится, – приводит примеры психолог. – Если человек отследит все эти действия и попробует сделать то же самое, например, не в самолете, а в концертном зале, то поймет, что сам создает тревогу.
Многие накручивают свой страх именно дыханием. Поэтому очень полезно научиться правильному диафрагмальному релаксационному дыханию (сонного человека). И научившись так дышать, нужно сидеть в самолете и помогать себе, вместо того, чтобы смотреть на других, на улыбки стюардесс, вслушиваться в шум двигателя. Надо научиться расслабляться. Потому что тело очень сильно участвует в формировании тревоги. Сознание же, которое на самом деле в этот момент будет забито только страхом, надо попытаться переключить на что-то другое. На кино, интересную книжку. Можно поспать, если не выспался».
Психологи в один голос уверяют: топить свое беспокойство в стакане точно не стоит. Спиртное может только усугубить ситуацию, как и любые другие стимуляторы, например, кофе. Кстати, глава бортового персонала Estonian Air Аннели Тюйр отмечает, что сейчас люди употребляют во время полета значительно меньше алкоголя, чем лет десять тому назад: «Я не встречала пассажиров, которые бы напивались до беспамятства. Кроме того, сильно пьяного человека просто не пустят на борт самолета».
Небо, самолет, девушка
Аэрофобия может стать серьезной проблемой и в профессиональной деятельности. Например, Владимир Кукк привел в пример случай, когда с боязнью полетов столкнулась стюардесса, которая много знала о технической стороне авиации от отца-пилота. Приступ фобии случился у нее в конце отпуска по уходу за ребенком.
«Женщине нужно было снова выходить на работу, когда ее накрыла волна страха, – рассказывает психолог. – Это была боязнь именно катастрофы, ведь стюардесса знает больше, чем обычные пассажиры. Например, о том, какие неполадки могут возникнуть в полете, какие нештатные ситуации могут быть вызваны погодными явлениями. Эта женщина была тревожным, мнительным человеком, и у нее разыгралось воображение. У нее были сложности с мужем, и эти эмоциональные перегрузки способствовали развитию аэрофобии. Всплыли детские психотравмы и начали подпитывать страх. Женщина боялась еще и того, что аэрофобия помешает ей строить карьеру, а работа ей в принципе нравилась, и она хотела и дальше работать стюардессой».
Чаще же бортпроводницам, наоборот, приходится успокаивать нервничающих пассажиров. По словам Аннели Тюйр, никаких письменных инструкций относительно того, как вести себя с аэрофобами, у бортового персонала нет. Однако на основе своего опыта стюардессы знают, что пассажиров очень успокаивает зрительный контакт и спокойные объяснения того, что в данный момент происходит с самолетом.
«Можно положить руку на плечо или руку пассажира, – говорит Тюйр. – Если, например, страх полета связан с боязнью высоты, мы можем пересадить человека подальше от иллюминатора».