Монархия XXI века – анахронизм или нечто большее?

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Испанский король Хуан Карлос и принц Филипе. Чтобы в Испании могла произойти смена королевской власти, парламенту требуется в срочном порядке разработать церемонию ее передачи. Хотя в последнее время уход монархов «на пенсию» перестал быть чем-то экстраординарным.
Испанский король Хуан Карлос и принц Филипе. Чтобы в Испании могла произойти смена королевской власти, парламенту требуется в срочном порядке разработать церемонию ее передачи. Хотя в последнее время уход монархов «на пенсию» перестал быть чем-то экстраординарным. Фото: SCANPIX/REUTERS

Современная монархия на первый взгляд кажется анахронизмом, от которого попахивает Средневековьем. Но странным образом темы, связанные с коронованными особами, регулярно попадают на первые полосы газет, а люди их читают, смотрят и слушают.

Публика с одинаковой жадностью поглощает как более серьезные новости, вроде отречения от престола испанского короля Хуана Карлоса или участия тайских особ королевской крови в государственном перевороте, так и скорее входящие в круг интересов желтой прессы репортажи с королевских свадеб, показ которых по телевидению неизменно собирает многомиллионную аудиторию.

Да, есть нечто такое особенное в этих коронованных особах... Даже с точки зрения современного человека. Чем именно покоряет или отвращает от себя монархия, трудно сказать. Во-первых, в разных странах у монархов разные статусы: кое-где сохранились настоящие самодержцы, в других странах короли или королевы играют чисто символическую роль, в третьих наблюдается нечно среднее.

Во-вторых, люди смотрят на монархию не одинаково. Убежденный роялист видит в ней наилучший образец мироустройства, а для кого-то все, что связано с королями и принцессами, – это сказка, оторванная от реальной жизни, но о которой так интересно читать или смотреть передачи. Еще в чьих-то глазах монархи объединяют народ и государства и являются хранителями традиций, но к каждодневной политике не имеют никакого касательства.

Как бы там ни было, под властью монархии (в основном, символической) сегодня живет полмиллиарда человек, а значительная часть остальных миллиардов периодически с большим интересом следит за жизнью коронованных особ.

Что такое монархия и много ли в мире монархов?

Ответить на этот, на первый взгляд, простой вопрос довольно сложно. Монархия в переводе с греческого означает «единовластие», то есть власть одного человека, и это является противоположностью как демократии, то есть власти народа, так и олигархии, когда власть принадлежит кучке избранных. Существует много уточняющих определений для монархий различного типа. При монархии могут править несколько коронованных особ (как в Арабских Эмиратах или Андорре), или один монарх может управлять несколькими странами (как Елизавета Вторая). Трон в основном наследуется, но на протяжении веков было достаточно монархий, где правителя выбирали (Священная Римская империя или Речь Посполита).

Но с точки зрения полноты власти, монархии в основном делят на три категории. Абсолютная, когда правитель, во всяком случае, в теории, действительно сосредоточил всю власть в своих руках; конституционная, при которой власть правителя ограничена законами, принимаемыми в основном парламентом; и парламентарная, или демократическая монархия: власть правителя является чисто символической.

Из всего вышесказанного и вытекают трудности с подсчетом монархов и монархий. В основном «считаются» примерно 25 монархий с ясными границами. Но, например, Арабские Эмираты насчитывают семь эмиратов, каждый из которых монархия сам по себе. Страной правит совет монархов, глава которого, формально избираемый, называется при этом президентом. Звучит как республика, правда? Но на практике президентами избирали только эмиров Абу Даби. Так что...

Похожая история и с княжеством Андорра. Ею правят, с одной стороны, испанский епископ Урхельский, а с другой – президент Франции.

А, например, королева Елизавета II, помимо Соединенного королевства, правит, хотя и формально, еще 15 государствами (Британского) Содружества. Но разве Канаду, Австралию и Новую Зеландию можно считать королевствами? Вероятно, все-таки нет.

Колеблются и границы реальной власти коронованных особ, причем в очень широком спектре. Японский император Акихито печалился, что чувствует себя марионеткой, которая выступает в старинном театре, и эта роль ему не нравится. Европейские монархи тоже в основном символически участвуют в жизни государства, хотя встречаются и исключения. Например, отрекшийся в понедельник от трона король Испании Хуан Карлос I играл важную роль в упрочении демократии в стране после смерти диктатора Франко.

Многие коронованные особы, в первую очередь в исламских странах, правят единовластно. А Таиланд по сути парламентская страна, но король и его семья чрезвычайно популярны и уважаемы, и их роль в спасении страны от хаоса очень велика. Как мы писали в прошлом номере, нынешний политический кризис в Таиланде во многом связан с вопросом, кто будет следующим правителем, которого должен утвердить парламент.

В Бутане прежний король-дракон (в расположенной в Гималаях стране существует культ дракона) Джигме Сингье Вангчук в 2006 году сообщил, что отказывается от трона в пользу своего сына Джигме Хесара Вангчука, а в 2008 году в стране состоялись первые демократические парламентские выборы. Но большая часть населения, хоть и сходила на выборы, не поняла, что именно происходит. Так что теперь Бутан считают демократической страной, и нужно отметить, что королевская семья, похоже, искренне заинтересована в демократизации общества.

Своеобразных монархий в мире хватает. Например, папа Франциск – это глава церкви или монарх? Вероятно, и то и другое.

Современная роль монархии

Именно монархия была доминирующей формой правления на протяжении всей истории человечества. Скорее всего, это самый естественный для человека уклад общественной жизни, поскольку модель унаследована нами от наших предков – еще из мира фауны. В сообществах многих животных власть принадлежит альфа-самцам (иногда самкам). Так что монархию можно считать самой «близкой к природе» политической системой.

В основном считается, что власть монарха дана ему традициями или богом, то есть базируется на аргументах религиозного характера. Не знаю, как там обстоят дела с волей Божьей, но монархи и члены их семей как бы стоят над повседневностью, окружены неким ореолом (псевдо)святости и тем самым удовлетворяют стремление человека отрешиться от будней и отдохнуть от грызущихся между собой политиков.

Так что и в XXI веке монархию не выбросят на свалку истории. Однако она вполне может принять новые формы, и ее роль может измениться. Человечеству нужны символы, и монархия – один из самых приятных символов. А зачастую еще и сказка: так сказать, в качестве бонуса.

Наверх