Война фантастов: колорадоватники против жидобандеровцев

rus.postimees.ee
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Фантаст Сергей Лукьяненко (слева) в Таллинне.
Фантаст Сергей Лукьяненко (слева) в Таллинне. Фото: Mihkel Maripuu / Postimees

"Бывали дни веселые, когда русские... оговорюсь: пишущие по-русски фантасты составляли более-менее единое целое. Группировки и подводные течения в русской фантастике были всегда, но долгое время обходилось без крови. Потом грянула Украина",  – пишет в еженедельнике "День за Днем" журналист Николай Караев.

Одна из заповедей журналиста – не писать от первого лица, но в данном случае это невозможно: речь идет о друзьях, приятелях, знакомых, которые в течение и после Майдана, как железные опилки в магнитном поле, рассредоточились по разные стороны идеологического фронта. Как пел Борис Гребенщиков: «Эта трещина проходит через мое сердце».

«Щит хапенс»

Исторически общность людей, называемых «русскими фантастами», включала в себя далеко не только россиян. В большой степени фантастику на русском языке формировали люди, связанные с Украиной, будь то Генри Лайон Олди (псевдоним харьковчан Дмитрия Громова и Олега Ладыженского), Марина и Сергей Дяченко (в 2009 году переехали из Киева в Москву), Александр Зорич (псевдоним Яны Боцман и Дмитрия Гордевского, до 2010 года живших в Харькове), Андрей Валентинов (псевдоним харьковчанина Андрея Шмалько), Владимир Васильев (живет в Николаеве). Хватает в фэндоме и украинских фамилий – от переехавшего в РФ из Казахстана Сергея Лукьяненко до москвича Олега Дивова, по отцу – Скляренко. Все эти люди если не дружили, то, во всяком случае, приятельствовали и подавали друг другу руки.

На Украине активно проводились конвенты (слеты фантастов и сочувствующих), и спонсором самого популярного из них – харьковского «Звездного моста» – был не кто иной, как бизнесмен и политик Арсен Аваков. Сейчас странно это вспоминать, но Сергей Лукьяненко, ярый противник Майдана, не раз и не два получал награды из рук будущего коменданта Майдана Авакова (пусть комендантом он был и недолго). Поколение 2000-х тоже было во многом украинским – хотя бы географически: Глеб Гусаков и Федор Березин из Донецка, Ольга Чигиринская и Ян Валетов (псевдоним Бориса Битнера) из Днепропетровска, Владимир Аренев (Пузий), Яна Дубинянская, Михаил Назаренко из Киева. В Донецке живет Светлана Бондаренко, один из редакторов и составителей многотомного собрания дневников и писем братьев Стругацких, издания совершенно уникального; последние его тома выходили в России, в Липецке. С другой стороны, ряд российских фантастов печатался в луганском издательстве «Шико»...

Но случился Майдан, случился Крым, началась война на востоке Украины. Аваков сделался главой украинского МВД, а Федор Березин (бывший кадровый офицер-ракетчик ПВО) – полномочным представителем министра обороны Донецкой народной республики. И вот уже московский фантаст Василий Мидянин пишет в своем блоге: «С Федей я в свое время весьма дружелюбно выпил достаточное количество разнообразных горячительных жидкостей. С господином Аваковым мы в свое время также мирно пивали крепкое в узком писательском кругу, и не один раз. Ныне это генералы воюющих армий. Щит хапенс (англ. shit happens, «дерьмо случается» – Н.К.). В причудливое и извилистое время живем, честное слово».

Предчувствия гражданской войны

Конечно, звоночки были и раньше. Национальная тема нет-нет да и всплывала, пусть и в виде шутки. Говорят, Лукьяненко, часто высказывавшийся об Украине пренебрежительно, страшно обиделся, когда в 2006 году на «Звездном мосте» в конкурсе эпиграмм победила вот такая:

С фамилией хохляцкой, с простой казахской рожей,

С претензией на тяжкий крест мессии,

Творит в Москве романы Лукьяненко Сережа,

Великое дозорище России.

Первый фантаст России сразу нанес ответный удар: 22 ноября 2006 года, в День свободы Украины, он разместил в своем Живом Журнале (ЖЖ) стихи Бродского «На независимость Украины», неизменно обижавшие сторонников украинской государственности:

Прощевайте, хохлы, пожили вместе – хватит!

Плюнуть, что ли, в Днипро, может, он вспять покатит,

брезгуя гордо нами, как скорый, битком набитый

кожаными углами и вековой обидой...

С Богом, орлы, казаки, гетманы, вертухаи!

Только когда придет и вам помирать, бугаи,

будете вы хрипеть, царапая край матраса,

строчки из Александра, а не брехню Тараса.

Эта «война в стихах», конечно, исключение, но и куда более миролюбивые фантасты границу между национальностями осознавали – и часто ее высмеивали. Вот украинская и весьма дружеская эпиграмма Олега Ладыженского того же 2006 года – «Володимиру Пузію», то есть Владимиру Пузию, издающемуся под псевдонимом «Владимир Аренев»:

Вам раджу, любі друзі, я

Читати Вовку Пузія,

А не якісь "тварєнія"

Москалика Ареньєва!

Когда начался Майдан, Сергей Лукьяненко вспомнил, как на «Звездных мостах» к нему подходили украинские коллеги (кажется, Андрей Валентинов) и говорили, мол, «москаляку на гиляку» (гиляка – это виселица по-украински) и «москалей на ножи». Да, такое вполне могло быть; любой конвент – прежде всего грандиозная пьянка, случалось всякое, и куда более худшее, а уж шутников в фэндоме всегда хватало. Патриотов – тоже. Половинки Александра Зорича, жившие в Харькове, никогда не скрывали, что считают себя российскими писателями. Яна Боцман позднее говорила: «Родина – это дом языка. А язык – дом бытия (это не я сформулировала, а Мартин Хайдеггер). Соответственно, Родина задает изначальные, априорные координаты развития человека... В бытовом смысле – моя Родина СССР». Патриотам же Украины упоминание СССР было часто как нож острый, особенно если они верили в то, что Россия лелеет «советские амбиции». Фронта еще не было, стороны – уже были.

Чьи-то звезды над Майданом

Российско-украинские трения отразились и в книгах. Федор Березин, тоже неоднократно получавший призы из рук Арсена Авакова, выпустил в 2009 году роман «Война 2010. Украинский фронт. Красные звезды над Майданом»: в украинском небе безнаказанно хозяйничает натовская авиация, но (цитирую аннотацию) «есть офицерский долг и боевая техника советского производства. И есть Россия, которая обязательно придет на помощь... Третья мировая война на пороге! Мировой пожар начнется на Украине. Вооруженный конфликт, вспыхнувший в Крыму, грозит перекинуться на всю Европу». Особое внимание в романе уделяется зенитным ракетным комплексам, ЗРК; ныне эта аббревиатура появляется в каждом выпуске новостей с добавлением буквы П (переносные). В 2010 году вышел сиквел «Войны 2010» – «Война 2011. Против НАТО»...

Читайте статью о расколе русской фантастики в еженедельнике «День за Днем» от 28 июня. Подписаться на газету можно по телефону 666 2503 или при помощи кнопки «Закажи газету» в верхнем правом углу сайта www.dzd.ee.

Комментарии
Copy
Наверх