Совсем другая школа

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Мальчик с множественными нарушениями развития замирает у пузырьковой колонны в сенсорной комнате.
Мальчик с множественными нарушениями развития замирает у пузырьковой колонны в сенсорной комнате. Фото: Яанус Ленсмент

Таллиннская основная школа Кадака – единственная русская школа в столице, которая работает по упрощенной программе: здесь учатся дети с нарушениями развития – от легких до множественных или глубоких.

Рождение ребенка всегда связано с ожиданиями: мы представляем себе, как он произнесет первые слова, сделает первые шаги, пойдет в детский сад, в школу. Уровень ожиданий у всех разный, но мы все одинаково надеемся, что наш ребенок будет как минимум здоровым. И часто даже не можем себе представить, что в реальности все может оказаться совсем по-другому.

Право учиться

Я захожу в здание Таллиннской основной школы Кадака и сразу оказываюсь в просторном, очень светлом вестибюле. Навстречу мне идет улыбчивая девочка-подросток, толкающая перед собой инвалидную коляску с мальчиком лет восьми. Компанию сопровождает учитель.

«Мы учимся помогать друг другу, – говорит завуч Галина Сай. – Для наших детей очень важны навыки социализации и взаимовыручки».

Таллиннская основная школа Кадака – единственная русская школа в Таллинне, в которой дети учатся по полностью упрощенной программе. Классы существуют трех типов – для детей с легкими нарушениями развития (тип обучения lihtsustatud – упрощенный) по 12 человек в классе, для детей с умеренными нарушениями (тип обучения toimetuleku – компенсирующий) по шесть человек, для ребят с множественными или глубокими нарушениями развития предусмотрены классы опеки (тип обучения hooldus) – по четыре человека в классе.

Первым делом мы поднимаемся на третий этаж: здесь учатся дети с легкими нарушениями. Заглядываем в классы, ученики здороваются, с интересом разглядывают нашего фотографа, показывают нам питомцев в зооуголке. За кроликами и морскими свинками ребята ухаживают сами.

«Здесь учатся дети, которые при правильном подходе и выборе программы обучения смогут после школы жить самостоятельно, продолжать обучение и работать, – говорит директор школы Алевтина Полищук. – Упрощенная программа построена несколько иначе, чем программа общеобразовательной школы. Педагоги в своей работе применяют особые формы и методы работы (специальные приемы обучения школьным навыкам, логоритмика, арттерапия, песочная терапия, музыкальная терапия и т.д.). Наряду с основными предметами большое внимание уделяется урокам трудового обучения».

Заходим в класс, где проходит урок труда для девочек. Поделок в какой только технике тут нет – и плетение, и вязание, и валяние, и роспись по керамике. Некоторые вещицы запросто переплюнут работы профессионалов, которые продаются на рождественских рынках.

Спускаемся на этаж ниже, в классы компенсирующего обучения. Здесь учатся те дети, которые нуждаются в большей поддержке и помощи специалистов, чтобы в дальнейшем жить, по возможности, тоже самостоятельно.

На уроке в пятом классе читают и обсуждают «Приключения Пифа». «Здесь у каждого индивидуальная программа, – рассказывает Алевтина Полищук. – Некоторые из этих детей научатся читать и пересказывать, некоторые научатся общаться с использованием альтернативных средств коммуникации».

В программе классов компенсирующего обучения упор делается прежде всего на развитие коммуникативных навыков, навыков самообслуживания и социализации. «Часть уроков проводится вне стен школы: мы ездим на экскурсии, ходим в театры, в музеи. Наши дети бывают в театрах чаще, чем ученики обычных школ», – улыбается директор. «Внеклассная деятельность является продолжением учебной. Знания, закрепленные в практической работе, усваиваются гораздо успешнее», – подтверждает завуч Галина Сай.

И вот мы на первом этаже, где находятся классы опеки, предназначенные для совсем «тяжелых» детей. Эти ребята не смогут жить самостоятельно, но и они должны иметь возможность учиться и развиваться. На этом же этаже расположена и гордость школы – сенсорная комната, обеспечивающая комплексное воздействие на чувства и ощущения ребенка. Для ребят, испытывающих затруднения в общении с внешним миром, это помещение является необходимым атрибутом реабилитации.

Мерцающий бассейн с прозрачными шариками, дождик из шелковистых лент, пузырьковые колонны, настенные инсталляции – все это помогает ребенку расслабиться и обрести равновесие. Любой ребенок получит удовольствие от пребывания в сенсорной комнате. А на детей с задержкой речевого развития, аутистов, ребят с ДЦП, нарушениями слуха, зрения занятия здесь оказывают терапевтическое воздействие.

«Бывает так, что тревожный, возбужденный ребенок в этой комнате успокаивается, – говорит Алевтина Полищук. – Вообще, школа в сотрудничестве с Tervise Abi OÜ предоставляет целый спектр реабилитационных услуг: у нас работают и логопеды, и психологи, и спецпедагоги. Есть возможности для занятий физио- и эрготерапией. Детям с нарушениями развития необходима своевременная квалифицированная поддержка. Очень важно, чтобы родители отбросили предрассудки и думали о будущем своих детей».

А предрассудков, к сожалению, немало, и особенно это касается родителей детей с легкими нарушениями развития. Такие родители боятся отдавать своих детей в эту школу, пробуют обычные учебные заведения, но в итоге все равно приходят сюда...

Школа для Алены

Мы сидим в кафе. Моя собеседница – молодая обаятельная Вера с нежностью рассказывает о своем особом ребенке, десятилетней девочке Алене: «Родился абсолютно нормальный ребенок. До семи месяцев врачи особо не обращали внимания на мои жалобы, что у девочки бывают хрипы и затруднено дыхание. В семь месяцев попали в больницу с бронхитом. Именно тогда и выяснилось, что у дочки тяжелый порок сердца. Через месяц сделали операцию».

Как скажут впоследствии врачи из Петербурга, куда Вера повезет свою дочку на обследование, из-за позднего вмешательства в течение семи месяцев организм девочки не получал достаточно кислорода, и в итоге пострадали клетки мозга.

«Выписали после операции – она была слабее новорожденной, не держала головку, не могла пошевелить ручкой или ножкой. Никаких прогнозов не было: мы не знали, будет ли она сидеть, ходить, разговаривать, – рассказывает Вера. – Занимались реабилитацией, и потихоньку она и пошла, и заговорила, хотя, конечно, и запаздывала в развитии. Сейчас она спокойный, адекватный ребенок, просто чуть-чуть отстает от сверстников».

Когда пришло время отдавать девочку в школу, Вера оказалась перед очень непростым выбором. Специалисты сразу рекомендовали Алене обучение по упрощенной программе, но отдавать дочку в школу Кадака Вера опасалась:
«Да, у меня было предвзятое отношение: там же тяжело больные дети, каково будет моей девочке?»

В итоге Алена пошла в Ласнамяэскую основную школу (школа для детей с трудностями в обучении, работающая по государственной программе общеобразовательной школы) и проучилась там два года и одну четверть.

«Темп обучения по обычной программе оказался слишком высоким. Дочке все давалось тяжело, и нам говорили, что Алене лучше бы учиться на Кадака. Мне, конечно, было страшно, но я решила, что надо попробовать – ведь речь идет об обучении моего ребенка и о ее комфорте, а не об удовлетворении моих родительских амбиций. Для себя решила так: попробую перевести, если дочке там понравится – оставлю, не понравится – что ж, тогда будем думать, что делать дальше», – говорит Вера.

Алене в новой школе понравилось с первого дня. «Там совсем другая система обучения, нежели в обычной школе – нет никакой гонки, все спокойно, размеренно. Атмосфера очень дружелюбная: детей учат помогать друг другу, никто не кричит и не дергает ребенка, если тот не справляется с заданием с первого раза. Дочку хвалят, говорят, что она старательная, активно участвует в учебном процессе. Да я и сама вижу, что ребенок лучше занимается, усваивает больше новых знаний и навыков, чем по обычной программе».

Прогнозов на будущее Вера пока не делает, но очень надеется, что по окончании школы Алена сможет жить самостоятельной жизнью, учиться дальше или работать... «Сейчас я жалею, что сразу не отдала дочку на Кадака, – говорит Вера. – Хорошо бы, чтобы у родителей дошколят было больше информации об этой школе, чтобы они не боялись за своих особых детей».

Приходите учиться

С нового учебного года некоммерческое объединение Eriline lapsepõlv, созданное родителями и педагогами основной школы Кадака, открывает развивающий учебный центр, рассчитанный на дошкольников. Детей набирают в мини-группы от четырех до пяти лет и от шести до семи.

Центр предлагает индивидуальные занятия с логопедом и психологом, музыкальную терапию, занятия по системе Монтессори, элементы арт-терапии, игротерапии, сказкотерапии, песочной терапии и логоритмики, занятия в сенсорной комнате и индивидуальные занятия со спецпедагогом.

«Если вы видите, что ваш ребенок – особенный, приходите, попробуйте. Наши двери открыты для всех», – говорят в школе.

Справка «ДД»:

Дополнительная информация об учебном центре и регистрация:
тел. 5807 9309, erilinelapsepolv@gmail.com

Наверх