Cообщи

Слова человека

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Фото статьи
Фото: Архив ДД

Тынис Ассон – мой герой. Бывший высокопоставленный офицер НАТО, ныне наблюдатель от ОБСЕ, он был захвачен повстанцами на востоке Украины, пробыл в плену месяц и был отпущен на свободу. Причин любить повстанцев у Ассона меньше, чем у кого бы то ни было. Грубо говоря, если бы после освобождения он промолчал, истерический хор, восхваляющий Очень Хорошие Украинские Власти и поносящий Очень Плохих Террористов, использовал бы его молчание как подтверждение своей картины мира. А уж если бы Ассон присоединился к этому хору... Только он не присоединился. Но и молчать не стал.

Неожиданно для всех Ассон заявил, что повстанцев нельзя называть даже сепаратистами (эти слова я понимаю так, что «террористами» их называть нельзя тем паче). Что они, напротив, активисты или даже члены сопротивления (!). Что у них своя правда, что они не просто так взялись за оружие, что «прежде чем придумывать людям названия, следует подумать о сути происходящего»...

Может, только у меня слово «сопротивление» ассоциируется с французским резистансом, в годы Второй мировой боровшимся с нацистами, но в любом случае Ассон, буквально пользуясь положением освобожденного из плена, попытался донести до всех, кто захочет прислушаться, некую важную правду об идущей сейчас войне. Эта правда в корне отличается от той, которую транслируют эстонские политики и большая часть СМИ, и отличие ее очень простое: она не черно-белая. Для Ассона на Украине нет «гуд гайз» и «бэд гайз» – он видит людей, а не политические декларации.

Вообще говоря, для высокопоставленного офицера любой армии мира это скорее норма – офицер потому и офицер, что он не дурак и, в отличие от политиков, привык оценивать обстановку как можно более объективно. Для дураков фраза «у нас с повстанцами установились нормальные человеческие отношения» из уст человека, бывшего в плену, – это ересь. Как такое может быть? Да он небось поражен стокгольмским синдромом! Дураки не понимают, что их «враги» – тоже люди, и, может, воюют они именно потому, что к ним относятся не по-человечески.

Тынис Ассон, спасибо вам. Если бы таких, как вы, было больше по обе стороны фронта, войны наверняка не было бы. Будем надеяться, что она закончится как можно скорее.

Наверх