Инфантильные показушники

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Фото: Архив ДД

Незнание законов Паркинсона не освобождает от ответственности за их несоблюдение.

Паркинсон приводит такой пример. В одной корпорации дела шли из рук вон плохо. Руководство осыпало подчиненных инструкциями, меморандумами и выговорами, устраивало пресс-конференции и брифинги. Корпорация же семимильными шагами шла к полному банкротству. К счастью, нашелся умный человек, который предложил все руководство поместить в новое роскошное здание, лишенное всякой связи с подразделениями. Результаты не замедлили себя ожидать. Дела стремительно пошли на поправку.

Кредиты доверия

Очевидно, в упомянутой корпорации у власти находились люди самоуверенные, но абсолютно некомпетентные. И совершенно инфантильно убежденные, что если они не прокукарекают (причем не тогда, когда это положено, а когда им вздумается), то и солнце не встанет.

К сожалению, Паркинсон не указал, применима ли описанная им ситуация не только к управлению бизнесом, но и государством. Однако его законы носят универсальный характер.

Мазарини был подлец, но мы еще пожалеем о Мазарини, сказал герой мушкетерской эпопеи Дюма-отца. Жалеть об Андрусе Ансипе и ряде членов его правительства, ныне лишенных министерских портфелей, не следует, однако нынешний кабинет вызывает еще более неоднозначные чувства, чем прежний.

Призовем на помощь народную мудрость. Каков поп, таков и приход. Рыба гниет с головы. (Но чистить ее начинают с хвоста, не без цинизма заметил, уже в бытность свою генсеком ЦК КПСС, Юрий Андропов.)

Как и в 1992 году, Эстония заимела самого молодого премьер-министра в Европе. Но если Март Лаар, впоследствии положивший на алтарь Отечества здоровье, имел тогда определенные основания на эту должность (хотя бы потому, что электорат проголосовал за его партию, пусть и по наивности и отсутствию политической культуры), то Таави Рыйвас возник на политическом небосклоне, «как беззаконная комета в кругу расчисленных светил». В 20 лет советник министра юстиции, с тех пор он крутился в политике, но никакой полезной созидательной деятельности не вел, министром социальных дел был беспомощным, известен в первую очередь тем, что набрал кредитов более чем на 300 000 евро. (Интересно, как он собирается возвращать их: даже премьерское жалованье по сравнению с этой суммой чересчур скромно.)

Психологи предупреждают

Изречения его свидетельствуют о несомненной альтернативной одаренности младого премьера. Финскому коллеге он смог предложить только совместную пробежку. (Ансип был намного лучшим спортсменом, чем государственным мужем, Рыйвас идет по его стопам, хотя о спортивных достижениях Рыйваса ничего не известно.) По мнению премьера, большинство русских Эстонии не хотят быть «марионетками Путина», т.к. в Эстонии «высокие жизненные стандарты».

Насчет высоких жизненных стандартов даже возражать неудобно. Все знают, что мы – одна из самых бедных стран ЕС. Хуже другое: о таком мотиве, как любовь к своей стране (к стране, а не к правительству и его членам), Рыйвас даже не упомянул. То ли не считает русскоязычных патриотами Эстонии, то ли считает, что патриотизм присущ только тем, кто присосался к государственной кормушке. Лиши Рыйваса премьерской зарплаты и оставь его один на один с долгами, он мигом отринет патриотизм, так что ли?

Самое примечательное деяние Рыйваса – запрет Таллиннскому ТВ являться на пресс-конференции правительства. Тайную подоплеку такого решения можно разгадать, прислушавшись к британским психологам. Те считают, что нежелание слушать других, болезненная нетерпимость к критике объясняются низкой самооценкой. То есть в глубине души человек догадывается, что цена ему – медный грош в базарный день, но готов растерзать любого, кто раскритикует его очередные безобразия.

Аналогичные самооценки присущи, должно быть, и другим членам кабинета. Иначе откуда такое стремление спрятаться за широкую спину НАТО?

Взыщем, но не оштрафуем

Но вот кто, очевидно, считает себя пупом земли, так это юный министр образования Евгений Осиновский. Человек, соприкоснувшийся с образованием только в школе и в каком-то английском университете, где он написал магистерскую работу о легитимности режима Путина, решается руководить образованием в масштабе страны.

Перейдя с иждивения папаши-миллиардера на иждивение государства, инфантильный министр совершил за счет налогоплательщиков дорогостоящую поездку в Японию, где с японским коллегой обсуждал «широкое применение в образовании решений сферы информационных и коммуникационных технологий (ИКТ)». Оно конечно, в области ИКТ мы впереди планеты всей, и это – один из очень немногих предметов нашей гордости, но при чем тут Осиновский? Положение школ – хуже некуда, их количество сокращается, пресловутая система 60-40 губит русскую гимназию, учебники, особенно по гуманитарным дисциплинам, малопригодны, молодежь, освоив (без помощи г-на Осиновского!) ИКТ, уезжает за границу, где эти знания и навыки достойно оплачиваются, а министру невдомек, что ИКТ – это инструмент, а не суть.

К тому же за недолгий срок пребывания при портфеле юноша уже успел навести тень на плетень. Отвечая в Рийгикогу на вопрос о пресловутой Языковой инквизи... пардон, инспекции, он заявил, что с 1 января 2015 года нарушение требований Закона о языке не будет проступком с точки зрения Пенитенциарного кодекса. И не будет наказываться штрафом. Языковой Торквемада Ильмар Томуск фактически опроверг министра, уточнив: штраф будет заменен принудительным денежным взысканием. Известно ли министру об отсутствии принципиальных вкусовых различий между хреном и редькой?  Если нет, то он некомпетентен, если да, то солгал преднамеренно.

Что говорила Пало?

А дамы в нашем правительстве очень обидчивые. Министр окружающей среды Кейт Пентус-Розиманнус в газете Postimees жалуется на то, как в течение двух лет «была беззащитна перед массированными атаками СМИ», министр экономики Урве Пало подала в суд на газету Eesti Päevaleht и портал Delfi, где была опубликована информация о том, что протестуя против продажи Таллиннской телебашни, Пало сказала, что башня нужна государству еще и потому, что с ее вершины можно будет обозревать, не идут ли враги на Эстонию.

Пало утверждает, что статья построена на вымышленном факте –  вполне вероятно, что это так, суд разберется. Но беда в том, что народ легко поверил СМИ: когда дело касается нашего правительства, легко поверить чему угодно, нас к этому давно приучили.  

 ...У нас планируется возвести грандиозное здание для всех министерств, чтобы, значит, собрать их вместе. Налогоплательщиков не спросили, согласны ли они на такие затраты. Однако если коммуникационные системы в здании будут оборудованы по упомянутому Паркинсоном принципу, пользу любезному Отечеству оно принесет несомненную.

Комментарии
Copy
Наверх