Хелависа и ее магия Слова

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
«Я на полставки, я кандидат небесных наук...»: на таллиннском концерте Хелависа пела песни про ангелов.
«Я на полставки, я кандидат небесных наук...»: на таллиннском концерте Хелависа пела песни про ангелов. Фото: Наталья Иванова

Российскую фолк-группу «Мельница» можно назвать широко известной в узких кругах, однако, как показал первый ее концерт в Таллинне, в Эстонии поклонников у группы хватает, пишет еженедельник "День за Днем".

Людей, собравшихся на стадионе «Калев», чтобы послушать «Мельницу», было едва ли не больше, чем на иных «звездных» рок-концертах. Нынешняя Иванова ночь в Таллинне стала особенным праздником для «ролевой тусовки», бывших и нынешних ролевиков и реконструкторов – многие из них слушают «Мельницу», отмечающую в этом году свое 15-летие, очень давно. Эти люди наизусть помнят «Двери Тамерлана», «Королевну», «Горца», «Дорогу сна», «Богиню Иштар» и другие песни, которые поет солистка «Мельницы» Хелависа – в миру Наталья Андреевна О'Шей, лингвист-индоевропеист и кандидат филологических наук, а также музыкант, играющий и на арфе, и на гитаре, и на перкуссии, и участница нескольких музыкальных проектов.

«Псевдоним “Хелависа” появился очень давно, больше 20 лет назад, когда я еще не пела на сцене и совершенно не собиралась этого делать, – рассказывает Наталья «ДД». – Подруга принесла мне альбом Обри Бердслея с иллюстрациями к роману Томаса Мэлори “Смерть Артура”, и среди них я увидела несуразную ведьму по имени Хелависа – она у Мэлори пыталась завоевать любовь рыцаря Ланселота и в итоге погибла. На картинке у Бердслея Хелависа чрезвычайно похожа на меня: курносая, лохматая, странная такая... Подруга тоже увидела, что мы с этой Хелависой на одно лицо, и таким манером это имя приклеилось. Не то чтобы я взяла это имя, потому что хотела быть ведьмой, которая сеет ужас и разрушение в сердцах. Ни в коем разе!»

– То, чем вы занимаетесь, – филология с упором на кельтику с одной стороны, фолк-рок с другой – это для вас разные сферы деятельности или смежные?

– Это на деле очень близкие сферы деятельности: то, чем я занимаюсь как музыкант, логичным образом произрастает из того, чем я всегда занималась как ученый. И мне кажется, что мои ученые штудии сильно помогают мне как творцу. Я умею работать со словом, с языком, я знаю, как он функционирует, что от него требуется, что ему нужно и так далее.

– У многих, пользуясь вашим термином, творцов, будь то музыканты или писатели, мифотворчество началось с увлечения фантастикой. У вас тоже?

– Хороший вопрос. Я всегда любила классическую научную фантастику и в подростковом возрасте перечитала массу книг, например, Шекли, Хайнлайна и Саймака. Но мое собственное мифотворчество выросло в первую очередь из занятий исторической поэтикой. Есть такое направление в сравнительной мифологии, основанное русскими учеными Веселовским и Лотманом; из западных я могу назвать великого индоевропеиста Калверта Уоткинса, занимавшегося исторической поэтикой... Для моего творчества в первую очередь имела значение моя подготовка в этой области.

– Иначе говоря, для вас все началось не с «Властелина Колец».

– Нет. При том, что я, разумеется, читала Толкина и даже писала первые песни на стихи Толкина. Я не писала собственных текстов, пока не стала заниматься непосредственно Словом и заключенной в Слове магией.

– Думаю, я не погрешу против истины, если скажу, что ядро аудитории «Мельницы» – это ролевое движение. А сами вы ролевые игры любите?

– Что до аудитории, раньше так и было. Как дела обстоят сейчас – не знаю. Я давно не езжу на ролевые игры. Раньше ездила, и многие мои друзья начинали в ролевой тусовке, потом ушли в реконструкторы, кто-то продолжает всем этим заниматься, кто-то нет, но мы все равно остались друг для друга очень ценными людьми. Так что я с большой нежностью отношусь к обоим хобби – я знаю, что значит быть внутри ролевого движения, я понимаю, сколько это дает человеку в плане общего самосознания, становления человеческой единицы.

– Из ролевого движения выросли несколько известных в России музыкантов, включая группу «Башня Rowan» и Bregan d'Ert. То, что делает «Мельница», – в том же контексте?

– Нет, мне не кажется, что я принадлежу к тому же контексту, что Тикки Шельен (псевдоним Марины Богдановой, солистки «Башни Rowan» прим. Н.К.) и Майя Котовская (солистка Bregan d'Ert, известная также под псевдонимом Канцлер Ги прим. Н.К.) – при том, что я люблю и ценю творчество обеих. Мне кажется, что они все-таки куда больше привязаны к ролевому и постролевому контексту. Для «Мельницы» изначально первичной была музыка, а не текст. Нам интересно в первую очередь играть рок, а уж какие слова будут положены на этот рок – сильно зависит от музыкальной логики песни, а не от того, хочу ли я спеть что-то про, не знаю, Дейенерис Таргариен (героиня фантастической саги Джорджа Мартина «Песнь Льда и Огня» прим. Н.К.)...

Полностью интервью с Хелависой читайте в еженедельнике «День за Днем» от 12 июля. Подписаться на газету можно по телефону 666 2503 или при помощи кнопки «Закажи газету» в верхнем правом углу сайта www.dzd.ee.

Ключевые слова

Наверх