/nginx/o/2014/08/13/3273809t1hf1f6.jpg)
Пикардия – старинный французский регион, находящийся на северо-западе Франции. На юге она граничит с Нормандией, а на севере с Нор-Па-де-Кале, откуда прорыт тоннель под Ла-Маншем.
У французского берега Ла-Манша сразу несколько поэтических названий. Так, Опаловым берегом называют ту его часть, что находится в Пикардии. В Верхней Нормандии лежит Алебастровый берег с его знаменитыми известняковыми утесами. А побережье Нижней Нормандии зовется Цветочным берегом. Но начнем с севера.
Первое упоминание о Пикардии датировано XIII веком. Так назвали область распространения особого пикардийского наречия. Через Пикардию проходили армии завоевателей, которые стремились овладеть Парижем. Обладание Пикардией у французской короны оспаривали англичане и герцоги Бургундские. Пикардия – родина готической архитектуры, здесь сохранилось шесть выдающихся средневековых соборов, самый большой из которых – в Амьене.
Родина Планше
Скажу сразу – первое впечатление о пикардийцах самое что ни на есть положительное. Представьте ситуацию: мы ищем гостиницу, в адресе которой нет номера дома. Во время бронирования этой семейной виллы, сдаваемой внаем «покомнатно», на это как-то не обратили внимания, а навигатор буквально кричал, требуя номер дома. Это уже потом мы обнаружили, что в прибрежном поселке, вокруг которого мы колесили уже порядком разозлившись, в принципе нет номеров домов, а есть названия вилл и земельных участков.
На помощь пришла еле-еле говорящая по-английски пожилая семейная пара. Мы буквально ввалились к ним в дом, увидев открытую дверь. Пикардиец с пикардийкой незамедлительно поднялись из-за стола, прервав кофепитие и бурное обсуждение, видимо, чего-то очень важного. Они сели в машину и просто-напросто проводили нас до нужного поворота. Мы доверчиво ехали за их машиной, которая то и дело весело подмигивала нам габаритными огнями: следуй за мной.
Кстати, выходцы из Пикардии, по мнению самих французов, отличаются особым трудолюбием и добросовестным отношением к своим обязанностям, поэтому всегда ценились в качестве профессиональных слуг, что неоднократно было увековечено во французской литературе. Например, добродушный услужливый Планше, слуга д´Артаньяна – пикардиец.
Интересная местная особенность – при встрече пикардийцы обмениваются не двумя поцелуями, подобно остальным французам, а четырьмя – по два раза в каждую щеку. Мы, правда, с пикардийцами не целовались, но наблюдать за этим ритуалом довелось.
Приливы-отливы
Внутренние моря – наше Балтийское или Черное, к примеру – приливы имеют настолько не ярко выраженные, что о них и говорить не стоит. Ла-Манш, конечно, не совсем открытый океан, но вот приливы там настолько хороши и обширны, что из них сделали даже туристический аттракцион.
Есть в Пикардии премилый городок – Лё-Кротуа. Это популярный курорт со множеством отелей. Считается, что именно здесь находится единственный пляж севера Франции, обращенный на юг. Сюда любили приезжать знаменитости: художник Тулуз-Лотрек, парфюмер Герлен. Пять лет в Лё-Кротуа провел Жюль Верн, написав здесь роман «Восемьдесят тысяч лье под водой».
Находится городок на берегу эстуария реки Соммы. Той самой, где в 1916 году произошла самая кровопролитная битва Первой мировой войны. Стоп! Что такое эстуарий? Это заливаемое приливами и осушаемое отливами широкое, воронкообразное устье реки, которое во время прилива за считанные минуты становится полноводным морем, а во время отлива оказавшиеся на песке лодки и рыболовецкие суденышки выглядят просто-таки сюрреалистически.
В Лё-Кротуа можно прокатиться в буквальном смысле навстречу приливу: покупаешь билет на прогулочный кораблик, который поднимается со дна реки у тебя на глазах. Вода быстро прибывает, журчит, шумит, кораблики, от мала до велика, оживают и начинают покачиваться на воде, которой все больше и больше... Очень впечатляет.
Впрочем, океанские приливы и отливы на побережье Ла-Манша впечатляют в любом приморском городке. Где-то они обнажают песчаное дно, где-то – громадные камни, по которым, чтобы войти в воду, ловко карабкаются местные жители. Где-то – по водорослям и тине – тут же начинают бродить люди в резиновых сапогах и с ведрами: собирают моллюсков, которые, разных размеров и видов, являются местными деликатесами, популярными и среди местных жителей, и среди туристов. Между прочим, Пикардия находится на одном из первых мест в стране по добыче ракушек и мидий.
Еще одна симпатичная особенность побережья Ла-Манша – пляжные домики-кабинки. В каждом городке они имеют свой неповторимый облик. Например, в Кайё-сюр-Мер они растянулись на несколько сотен метров. Что внутри? Стол и стулья, диванчик, шезлонги, зонты, нехитрая кухонная утварь, даже телевизор. Где-то их можно брать в аренду у муниципалитета, где-то они в частной собственности. Сезон во Франции начинается в июле, одновременно со всефранцузским отпускным периодом, когда пустеют города. Но и в июне, когда мы знакомились с Пикардией, некоторые кабинки были вполне обитаемы. А с горки на окраине городка в хорошую погоду видны берега Англии.
Города из одной буквы
Нет, по-французски-то они, конечно, не из одной! Но то, что по-французски пишется длинно, часто произносится коротко. Возьмем, к примеру, знаменитое beaucoup, которое произносится как «боку»: даже абсолютно не знающие французского, столько раз слышали знаменитое «мерси боку»!
Так вот, мы жили между двумя городками. Один из них находится административно уже в Верхней Нормандии, и называется Э, а пишется – Eu. Для удобства туристов власти Э подумывают, не переименовать ли город. Дело в том, что поисковые системы в Интернете вместо ссылок на городские достопримечательности выдают ссылки на порталы Европейского союза с расширением .eu, а также на страницы о грамматике французского языка (eu является причастием прошедшего времени от глагола avoir — «иметь»). Рассматривается даже возможность проведения по этому поводу референдума.
С другим городком, который пишется как Ault, а произносится как «О» с легким носовым призвуком в конце слова, связано имя известного во Франции и в мире скульптора польского происхождения Поля Ландовского. Ручаюсь, что это имя вам ничего не говорит. Но зато много говорит всемирно известная статуя Христа, воздвигнутая высоко на горе над Рио-де-Жанейро, автором которой является Ландовский. В О установлен памятник его работы, посвященный жителям городка, павшим на фронтах не только Первой и Второй мировых войн, но и погибшим на гражданской войне в Алжире в 1960 году. Памятник – фигура солдата при полной боевой амуниции – изваян Полем Ландовским непонятно из чего, потому что покрыт толстым-претолстым слоем краски.
***
Добраться до Пикардии просто. Прилетев в аэропорт Париж-Бовэ, мы взяли в аренду малолитражку, и через 90 километров уже колесили по сельским дорогам, среди полей, засаженных картошкой, бобами и льном. Чем заняться в Пикардии? Дышать морским ветром, поедать мидии, ждать прилива. И того дня, когда двинешься на юг, к нормандским берегам.