Cообщи

Что ж ты сник, отпускник?

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
В первые недели после отпуска важно качественно отдыхать. Например, на пляже. Пусть и не на южном.
В первые недели после отпуска важно качественно отдыхать. Например, на пляже. Пусть и не на южном. Фото: Charliemedia/Scanpix

Есть ли жизнь после отпуска? Как вернуть расслабленный беззаботным отдыхом организм в рабочий ритм? «День за Днем» выяснил, почему некоторых людей после заслуженной передышки настигает желание бросить работу, и что с этим делать.

«Постотпускной синдром», «послеотпускная депрессия»… Интернет полнится советами о том, как побороть нежелание выходить на работу после законного отдыха. Но насколько серьезно нужно относиться к этому явлению? Ведь повальное увлечение популярной психологией сейчас дает огромный простор для того, чтобы списывать свою лень или другие недостатки на «синдромы», «эффекты» и «фобии». Не надуманная ли это проблема?

Психолог Наталья Скворцова считает, что послеотпускной стресс (словом «депрессия» специалисты предпочитают не бросаться) – это проблема вполне реальная, причем она в некотором роде имеет даже физиологическую основу, но, разумеется, встречается не у всех. «Есть категория людей, которая никогда не будет знать, что такое послеотпускной стресс – трудоголики. Но это другая патология, – улыбается психолог. – Они за отпуск так намучаются, что счастливы, когда он заканчивается».

Грустный конец веселых каникул

Как уверяет Наталья, снижение настроения, упадок сил и невозможность включиться в  работу после отдыха – это нормальная картина примерно для одной трети людей. Как правило, это чувствительные натуры. Сама психолог с такими жалобами почти не сталкивалась. По ее словам, здоровый человек может адаптироваться к трудовым будням примерно за две недели, а даже о кратком депрессивном эпизоде специалисты говорят только тогда, когда симптомы сохраняются дольше этого срока. «У меня за мою огромную практику была только одна клиентка, у которой после школьных каникул к осени развилась настоящая депрессия, и ей потребовалось лечение, – вспоминает Наталья. – Просто каникулы были очень уж хорошие, яркие».

Специалист выделяет несколько основных причин возникновения послеотпускного стресса. Одна из них – резкая смена жизненного уклада: «Организм находится в полном замешательстве. Он только успел приспособиться, например, к пляжному существованию, а тут сразу надо возвращаться к прежним условиям. И наступает некоторая дезориентация и во времени, и в пространстве, которую люди переживают как некие признаки депрессии».

Кстати, если после отпуска вам кажется, что соображать стало труднее, это не иллюзия: Наталья говорит, что после подобного блаженного ничегонеделания у человека даже падает коэффициент интеллекта.

Вернуться? Нет уж, увольте

Вторая распространенная причина, которая мешает нам, загорелым и отдохнувшим, вприпрыжку бежать трудиться – это неудовлетворенность самой работой или сложные отношения в коллективе. В Интернете приведена статистика: в российских компаниях около 80 процентов заявлений об увольнении по собственному желанию работники пишут вскоре после возвращения с отдыха. Что касается нашей страны, Департамент статистики Эстонии, как сообщила специалист по коммуникации данного ведомства Эне Наруск, не собирает данных относительно того, сколько людей увольняется с работы сразу после отпуска. Зато имеется поквартальная информация о количестве тех, кто остался без работы в целом и отдельно – по инициативе работодателя. Если последний показатель примерно одинаков в течение всего года: и в 2012-м, и в 2013 году он составлял 0,8-0,9 процента, то общее количество оставшихся без работы людей во втором и третьем квартале (в этот период работники, в основном, берут отпуска) несколько больше, чем в первом или четвертом. То есть в весенне-летний период, при примерно одинаковом количестве увольнений по инициативе работодателя, с работы уходит больше людей. И в 2012-м, и в 2013 году, по данным статистики, больше всего людей остались без работы в промежуток времени с июля по сентябрь. Впрочем, это может быть связано с окончанием периода сезонных работ или какими-то иными факторами.

Как бы там ни было, Наталья Скворцова констатирует печальный факт: во всем мире процент людей, которым нравится их работа, всегда очень невысок. Однако рубить сплеча психолог не рекомендует: чаще всего желание «продлить отпуск навечно» – это просто минутный порыв, поддавшись которому, при нашем-то уровне безработицы, можно впасть уже в реальную депрессию. Ведь на отдыхе проблемы кажутся простыми и легко решаемыми, так как человек впадает в регрессивное, инфантильное состояние. «Отпуск тем и прекрасен, что позволяет нам путешествие в детство, – говорит специалист. – И я думаю, что очень большой процент увольнений сразу после отдыха – это как раз продолжение этой беззаботности».

Стоит также помнить, что за подобные «детские» решения расплачиваться придется по-взрослому. Юрист Идаского отделения Трудовой инспекции Галина Крейнтцберг признает, что предоставление отпуска авансом чревато тем, что работник может уволиться непосредственно во время отпуска или сразу после него. В этом случае работодателю придется пересчитывать выплаченные отпускные. Юрист добавляет: «Согласно части 3 статьи 78  Закона о трудовом договоре работодатель вправе удержать из заработной платы работника вознаграждение за неотработанный отпуск и выплаченный работнику аванс, который работник должен будет вернуть работодателю».

В то же время полностью игнорировать послеотпускные «звоночки» Наталья Скворцова также не советует:  «Если регулярно при выходе из отпуска человек переживает фактически мини-кризис, ему стоит подумать, не пора ли сменить работу. Потому что это означает, что существующие проблемы достаточно серьезны. Если достаточно долго вытеснять их и не пытаться понять, что происходит, стресс будет накапливаться, что, опять же, может привести к настоящей депрессии».

Меньше – не лучше

Возникновению послеотпускного синдрома, по словам психолога, может способствовать и слишком малая продолжительность отдыха. Здесь все зависит от индивидуальных особенностей организма человека и от того, как быстро он умеет переключаться. «Но однозначно лучше вообще не отдыхать, чем отдыхать очень мало, – уверяет Наталья. – Я считаю, что неделя – это не отпуск. За такой период никто не успеет отдохнуть. Лучше брать хотя бы две». В целом же специалист рекомендует прислушиваться к себе: «Что касается того, дробить отпуск или нет, можно попробовать разные варианты, и организм подскажет, что для вас лучше».

Галина Крейнтцберг же напоминает: «Основной отпуск предоставляется частями только по соглашению сторон. Не менее 14 календарных дней отпуска работник должен использовать последовательно. Работодатель имеет право отказаться от деления основного отпуска на части продолжительностью менее семи дней».

Не менее важную роль, чем длительность отдыха, играет и его качество. Некоторые люди принципиально не берут отпуск, если знают, что не смогут провести его где-нибудь в другой стране. Однако Наталья Скворцова уверяет, что полноценно отдохнуть вполне реально и без путешествий.

«Конечно, здорово, что у нас сейчас мир достаточно открыт, но если у человека нет возможности куда-то уезжать, нужно просто попробовать понять, что вам в отпуске в дальних краях доставляет максимальное удовольствие, – говорит психолог. – Практически все эти виды деятельности в мини-варианте можно осуществлять, даже никуда не уезжая. Например, некоторые считают самым потрясающим, самым качественным отдыхом отпуск, проведенный в одиночестве, без общения. Это можно устроить и у себя дома, отключив мобильный телефон и другие средства связи. Другие же, наоборот, замечают, что максимальное ощущение отдыха создают новые контакты, большое количество праздников. Пожалуйста! В уменьшенном масштабе можно попробовать достичь этого и дома. Надо просто слушать себя, знать, что доставляет вам удовольствие и наполняет энергией, и создавать условия для этого, даже не уезжая в Таиланд».

Растянуть удовольствие

Похожие манипуляции, кстати, и помогут войти в рабочую колею после многодневного лентяйничанья где-нибудь в жаркой стране. «Можно продлить ощущение отпуска, возвращая его элементы, – советует психолог. – Например, не сразу доставать и судорожно дарить всем привезенные подарки, а растянуть этот процесс во времени, как и рассказы, воспоминания об отдыхе, проявку фотографий. В конце концов, можно помечтать о будущем отпуске, чтобы наш организм, наше бессознательное понимало, что прекрасная жизнь не закончилась навсегда, она обязательно еще повторится». 

Также следует постараться сделать свой выход на работу максимально плавным, смягчить стресс. «Ни в коем случае не надо пытаться сразу взять на себя большую нагрузку. Надо дать организму акклиматизироваться. Даже если вы никуда не уезжали, это не значит, что нужно разом перелопатить все накопившиеся дела. Я по себе сужу – сразу возникает мысль: ужас, сколько всего надо сделать. Приехали вы, например, из отпуска и заметили, что квартира вся в пыли. Ну и пусть она еще постоит в пыли. Самая лучшая профилактика – это полноценный отдых в первые недели работы. Нужно помнить, что он не только где-нибудь на берегу Средиземного моря бывает. У нас тоже совсем недавно была весьма теплая водичка, и можно было сходить на пляж».

Наверх