Известная прежде под названием Исламское государство Ирака и Леванта (ИГИЛ) террористическая группировка, ныне контролирующая обширные территории в Ираке и Сирии, в начале августа переименовала себя просто в Исламское государство (ИГ), провозгласив халифат, который, по мнению его создателей, все мусульмане мира должны признать в качестве верховной власти.
Исламское государство – самая опасная в мире террористическая организация?
Стремительные военные успехи еще совсем недавно малоизвестной группировки поразили даже специалистов. Ее невероятная жестокость по отношению к тем, кого считают неверными или иноверцами, повергла мир в ужас. Деятельность Исламского государства осудили многие прежде считавшиеся радикалами представители исламского духовенства и мусульманские политические лидеры.
Парадоксальным образом ИГ способствовало объединению против себя значительной части сил, прежде являвшимися непримиримыми соперниками по отношению друг к другу: западных стран во главе с США, Ирана и подконтрольного шиитам правительства Ирака, сирийского правительства Башара аль-Асада, курдов и значительной части не столь радикальных исламистов. Невероятная коалиция, но ведь давно известно, что враг моего врага мне друг.
Несмотря на то, что Исламское Государство настроило против себя почти весь мир, справиться с ним будет нелегко, ведь речь идет о фанатичных боевиках, помимо всего прочего контролирующих значительные финансовые ресурсы. К тому же у них имеется немалое количество сторонников и потенциальных боевиков среди мусульман всего мира, в том числе и в Европе. Последнее обстоятельство заставляет опасаться, что ИГ способно осуществлять террористическую деятельность в глобальном масштабе.
Истоки могущества
Исламское государство, как и большинство подобных ему группировок, берет начало в зародившемся в 1930-х годах в Египте движении Братьев-мусульман. Нынешняя группировка сформировалась в Ираке в период с 2003 по 2006 год во время ожесточенной борьбы против правительства Багдада и США. В те времена ИГИЛ, одна из составляющих обширного движения сопротивления суннитов, имела тесные связи с Аль-Каидой. В разные годы выступая под различными именами, группировка заявила о себе как об исключительно эффективной и фанатичной террористической организации. Постепенно ее отношения с другими подобными объединениями обострились. ИГИЛ четко дистанцировалась от Аль-Каиды, а в настоящее время враждует или имеет напряженные отношения с большинством других исламистских группировок.
Возникает вопрос, каким же образом враждующее почти со всеми Исламское государство смогло добиться в своей деятельности таких успехов? Ясного и однозначного ответа на этот вопрос не существует. С одной стороны, организация враждует почти со всем миром (недавно, например, ее деятельность осудили верховный муфтий Саудовской Аравии и президент крупнейшего мусульманского государства мира – Индонезии), с другой, организация располагает большим количеством тайных или даже не особо скрывающихся сторонников.
В первые годы существования ИГИЛ его деятельность финансировали преимущественно частные лица из Катара, Кувейта и других стран Персидского залива, а возможно, и государственные структуры. Не исключено, что подобная деятельность продолжается и по сей день. После захвата Мосула в распоряжении Исламского государства оказалось не менее двух миллиардов долларов. При этом оно контролирует значительные запасы нефти и природного газа – покупатели на них найдутся всегда.
Многие сунниты, разочаровавшиеся во всех прежних правительствах и группировках на Ближнем Востоке, перешли на сторону Исламского государства. К ним примкнули и многие мусульмане из Европы, особенно из Великобритании, а также из Франции и Германии. И last but not least (англ. – последнее по счету, но не по значимости – прим. ред.), руководство организации во главе с самозваным халифом Абу Бакр аль-Багдади явно обладает прекрасными организаторскими способностями.
Точное количество боевиков группировки неизвестно, но предположительно оно достигает 20 тысяч (по некоторым оценкам даже больше) и продолжает расти.
Цели Исламского государства несколько неясны. Кажется, что для начала оно пытается захватить все, что только возможно, то есть весь Левант: Сирию, Ирак, Иорданию, Ливан, часть Турции. В качестве долгосрочной перспективы провозглашение халифата свидетельствует о намерении подчинить себе всех мусульман мира. Такие цели, очевидно, нереалистичны, однако противодействие этому плану потребует координаций усилий многих сторон.
Во-первых, по причине того, что эта организация угрожает интересам многих стран и этнических групп, а отчасти и самому их существованию. В первом случае речь идет об Иране, а также о шиитском правительстве Ирака, а в более широком смысле – обо всех странах этого региона. Хотя, по мнению большинства экспертов, в данный момент Исламское государство еще не представляет особой угрозы для западных стран, ситуация может быстро измениться. С учетом популярности группировки среди радикальной исламской молодежи в Европе и ее исключительной фанатичности, угроза терроризма на Западе может стремительно нарастать.
Зато для этнических и религиозных меньшинств своего региона Исламское государство представляет смертельную опасность. На контролируемых им территориях уже осуществлен широкомасштабный геноцид против христиан, йезидов (самобытная религия, распространенная среди курдов), курдов, шиитов, а также менее радикальных суннитов. В принципе под властью Исламского государства находится под угрозой жизнь каждого человека, не готового к безусловному подчинению воле ИГ и строжайшим правилам.
Таким образом, тех, кто заинтересован в противодействии Исламскому государству и его ликвидации, вполне достаточно. Но как это осуществить?
Что предпринять миру?
Кое-что уже сделано. Курды и правительственные войска Ирака при поддержке авиации США и благодаря поставкам вооружения западного производства остановили стремительное наступление Исламского государства и отбили некоторые территории, оказавшиеся на какое-то время под властью террористов. Эти шаги спасли жизни десяткам тысяч йезидов и других подвергавшихся преследованию лиц. Однако этого недостаточно, поскольку боевики ИГ не сдаются и не отказываются от своих захватнических намерений. Следовательно, Исламское государство остается лишь уничтожить. Такое намерение предполагает скоординированные военные действия со стороны всех заинтересованных сил. Единственной стороной, способной скоординировать эти усилия, являются США.
Однако, как известно, популярность американцев в этом регионе не столь велика. Во-вторых, администрация президента Обамы крайне осторожна, чтобы не сказать пуглива, когда речь заходит о военном вмешательстве. Кратковременные удары с воздуха возможны, но крупномасштабная переброска сухопутных войск кажется Вашингтону крайне нежелательной. Хотя американские спецподразделения и советники уже задействованы, местные силы, кажется, не способны совладать с Исламским государством даже при их поддержке.
Большинство экспертов полагают, что оказать противодействие ИГ необходимо в срочном порядке, ведь в противном случае оно сможет вновь укрепить свои позиции, подвергнув опасности жизни многих людей. Поддержка операции налицо. Москва, например, также заявила, что Исламское государство представляет «идеологическую угрозу» для России. Молчаливое согласие на вмешательство уже дал Тегеран и все остальные. Обама еще сомневается, но времени на сомнения у него уже нет.